Секрет Ватопеда. Умный принимает, дурак стоит на своем
Продолжаем публиковать посвященные Афону главы из книги Майкла Льюиса «Бумеранг». Написанная всего несколько месяцев назад книга «Бумеранг» уже стала бестселлером. Чтобы разобраться в кризисе автор решил использовать нестадартный подход: он просто взял - и поехал на Афон. - Святая Гора Афон
Проходит два часа, и только тогда я решаюсь задать ему эти вопросы. К моему удивлению, он воспринимает их всерьез. Он указывает на табличку, прикрепленную над шкафом, и переводит с греческого: «Умный принимает, дурак стоит на своем».
Он рассказывает, что привез ее из Министерства туризма, когда был там по делам. «Это секрет успеха где угодно, не только в монастыре», ― говорит он и почти слово в слово цитирует первое правило импровизационной комедии, или коли на то пошло, любого успешного предприятия. Принимайте все, что вам перепадает, и развивайте. Только «Да... и», но никак не «Нет... но».
«Дураку мешает гордыня, ― рассуждает он. ― Все должно быть по его желанию. То же самое можно сказать о человеке, который либо заблуждается, либо делает что-то не так: он всегда пытается найти себе оправдание. Человек, который живет яркой духовной жизнью, скромен. Он принимает все, что говорят ему другие, ― критику, идеи ― и изучает их».
Потом я замечаю, что из окон балкона открывается вид на Эгейское море. Монахам не дозволено купаться в нем, но я не стал спрашивать почему. Впрочем, это совершенно в их духе: построить дом на пляже и запретить ходить на пляж. Я также замечаю, что лишь я один ел пирожные и пил ликер. Б голове мелькает мысль, что меня, быть может, подвергли своего рода испытанию ― испытанию соблазном, а я его не выдержал.
«Все до единого члены правительства ополчились на нас, ― говорит он, ― но нас не в чем упрекнуть. Мы работаем для других. Греческие газеты называют нас корпорацией. Но позвольте вас спросить, Майкл, разве бывают компании с тысячелетней историей?»
В этот момент внезапно появляется отец Ефрем. Полноватый, с розовыми щеками и седой бородой, он скорее напоминает Санта-Клауса. В глазах мелькает искорка. За несколько месяцев до нашей встречи его вызывали в греческий парламент для дачи показаний. Один из присутствующих заметил, что правительство Греции с необычайной быстротой провернуло обмен ватопедского озера на коммерческую собственность Министерства сельского хозяйства. Он спросил Ефрема, как ему это удалось.
- А вы не верите в чудеса? ― спросил его Ефрем. - Уже начинаю, ― ответил член парламента.
Когда нас представляют друг другу, Ефрем сжимает мою руку и очень долго не отпускает ее. Мне даже кажется, что он сейчас спросит, что я хочу в подарок на Рождество. Однако он задает вопрос о моем вероисповедании. «Член епископальной церкви», ― выпаливаю я. Он кивает и, видимо, думает: могло быть и хуже; вероятно, так оно и есть. «Вы женаты?» ― спрашивает он. «Да». ― «Дети есть?» Я киваю (он, видимо, думает: это хорошо). Интересуется, как их зовут...
Майкл Льюис «Бумеранг»
Ватопедское дело и кризис
Если бы о. Арсениосу поручили государственный портфель недвижимости, Греция превратилась бы в Дубай
Как так случилось, что именно афонские монахи дали лучший по Греции пример для изучения в Гарвардской школе бизнеса?
Невозможно назвать один главный источник проблем в стране, но одним из них, безусловно, является обособленность Греции
Секреты Ватопеда: Монахи молились за него, и вместо того чтобы умереть, он чудесным образом выздоровел
Монахи Ватопеда должны управлять Министерством финансов
Рай для одних может показаться адом для других
Греция ведет себя не как коллектив; ей не хватает монашеского чутья |