Полемика по поводу распространения точных списков с Афонских Чудотворных икон
Последнее время в греческой печати появилась полемика игумена Дохиара Григория и игумена Ватопеда Ефрема. Игумен Дохиара Григорий высказался против распространения точных списков с Афонских Чудотворных икон. А именно, он обратил внимание, что монастырь Ватопед слишком увлекся выпуском копий своих чудотворных икон и путешествиями с ними по России. Множество ватопедских копий возятся по России и собирают пожертвования.
Игумен Григорий обратил внимание на богословскую сторону вопроса. Неплохо возить чудотворную икону или копию туда, где, например, произошло бедствие, война или мор. А превращать эти крестные ходы в бизнес и средство пропитания - это не совсем понятно и неправильно. Неужели других средств нет? Вспоминает он и два предыдущих ватопедских скандала, предполагая, что за третьим дело не станет.
А архим. Ефрем обратился к нему через печать, призывая вернуться к Православному Преданию и быть поскромнее. О. Ефрем назвал Григория «игуменом средиземноморья», потому что тот много на себя берет. Живи своей жизнью и не заглядывай в чужой кошелек. Нужно строить монастырь и жить красиво. Приложи усилия и смекалку, тогда и благотворители тебе сами будут помогать.
Если два игумена полемизируют в печати, - это показывает что все средства к братскому обсуждению исчерпаны. Обратим внимание, что такая полемика в печати возникла впервые.
Поэтому после Пасхи состоится так называемый - Дипли Синакси - Особо важный собор Священного Кинота Святой Горы, чтобы вынести решение по этому вопросу. На ввоз в Россию афонских святынь есть определенная очередь. А вот об иконах пока ничего не сказано.
Исторически появление точных списков с Афонских Чудотворных икон связанно с огромными пожертвованиями царей, на которые монастыри Афона отвечали подарком иконы. Так появилась Русская копия Иверской Иконы, написанная по просьбе русского царя монастырем Иверон, в ответ на пожертвование. Теперь же такую копию может написать любая келия иконописцев.
Так что эта тема не нова и не проста. Наконец, в прошлом веке многие келиоты собрали в России деньги с помощью списков афонских икон. Куда потом девались деньги и келиоты не всегда было известно.
Для монастырей Афона это прежде всего экономический вопрос, а для Кинота - в том числе и богословский.
+ |