Рождество
Прот. Всеволод Шпиллер
Это одна из лучших современных гомилий о Рождестве.
Расшифровано с аудиозаписи 7 янв 1954 год - исихазм.ру
Часть 1
Происхождение зла
Когда Творец пожелал призвать из небытия к бытию первого человека, благодатный свет Эдема озарял всю землю. Сам Бог в славе Своей приходил в сад Эдемский беседовать с человеком. А Бог есть Свет (1 Ин 1:5). И слава Божия — как огонь, почему и является только в облаке для немощных глаз человека. В саду Эдемском или Царстве Божием было только добро, и одно райское блаженство испытывал живший в нем первый человек.
Но вот гаснут райские светы. В мир входит зло. Мир погружается во тьму. Все плотнее она окутывает землю темным покровом своим, как бы скрывая скверну зла, вдруг поразившего жизнь. И стоим мы перед великой трагической загадкой: откуда же зло явилось, как оно произошло?
Возникновение зла невозможно понять, если считать человека порождением одних лишь природных процессов. С природой он связан со всех сторон и во всем. Это бесспорно. Но как бы ни была велика зависимость его от природной среды, он должен быть выше ее. Вникая в суть всех существующих учений о человеке, можно видеть, что если эти учения не ставят человека между Богом и природой, то ставят его между культурой и природой, то есть все же качественно выделяют его из природы.
Совершенно бесспорно, что человек есть существо разумное, развивающееся и социальное, что особенно характерно для него. В то же самое время это — существо, страдающее от тяжелых конфликтов сознания с инстинктами.
Но во всех антропологических построениях человек неизбежно признается
как происходит это и в религиозном учении о человеке, которое уже решительно ставит его выше природы, между Богом и природой.
И это объясняет происхождение зла. Космическая катастрофа становится объяснимой, когда мы поймем человека как совершенно новую стадию миротворения, потому что человек — это не только дитя природы, но и дитя Божие. А это значит: дитя, входящее в порядок сверхприродной свободы, которую получил от Бога, как образ Божий, той свободы, которой пребывал в Боге и отпал от Бога, свободно отвергнув первозданную гармонию и целостность жизни в одном добре. Именно таким представляется религиозному сознанию момент катастрофического отпадения от Добра или конец богообще-ния, когда вдруг померк свет Рая, когда вошло в мир зло как грех.
И печальный опыт свидетельствует о силе зла, распространившегося по всей земле. Оно наполнило жизнь неисчислимыми конфликтами, внесло в нее вражду, злобу, все расстроило и все разделило. Это оно рассекло надвое существо человека, привело к утрате первозданной ее целостности, ее цело-мудрия. Жгучими словами говорит об этом великий сердцеведец: "Не еже бо хощу доброе творю; но еже не хощу злое, сие содеваю" (Рим 7:19).
Однако опыт, выраженный этими словами Апостола, свидетельствует не об одной только силе зла. Тьма, объявшая падшего человека, не была непроглядной тьмой. Среди тьмы не переставала излучать в природу свет, пусть самый слабый, одна светящаяся точка. Этой точкой было не затемнившееся до конца хотение добра, притом Добра Вечного и Безусловного. Поэтому зло, во всех его эмпирических проявлениях, человек переживал очень остро. Подавленный злом, он никогда не преставал им терзаться.
Религиозное сознание придает исключительное значение никогда не умиравшему в нас "естественному" исканию добра, тоске и муке по нему. Тоскуя, человек устремляется душою ввысь и мучается от того, что эта высь потеряна, что он ниспал с нее. Вот почему в Ветхом Завете в святых снах является человеку отверстое небо и лествица, по которой нисходят и восходят ангелы (Быт 28:12), сближая горний мир с дольним, алчущим этой близости.
Но тогда близость была внешней, через алкание сердец, через глаголание уст, и такой оставалась до той поры, пока безмерной Божественной любовью совершилось таинство сближения, даже до соединения Творца с творением, Бога с человеком, пока Бог не стал человеком, соединив Свое Божество с нашим человечеством связью столько же непостижимой, сколько и нерасторжимой в святом Своем Воплощении, в пресвятом Своем Рождестве.
Продлжение следует... |
Всего комментариев: 1 |
2011/01/13, 21:44:02
ВСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОБР КО ВСЕМ КОГО ОН ВИДИТ И ВСТРЕЧАЕТ НА СВОЕМ ПУТИ, ИБО И В ВИДИМОМ И В НЕВИДИМОМ МИРЕ ЕСТЬ БОГ, ТВОРЕЦ, БОГ ЕСТЬ В ПРИРОДЕ, ЕСТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ, В ЖИВОТНОМ МИРЕ, В КАМНЯХ, БОГ ЕСТЬ ВЕЗДЕ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ И ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ.
ЕСЛИ ТЫ ДОБР К ГОЛУБЯМ И КОРМИШЬ ИХ, ОНИ ТОЖЕ ВСПОМНЯТ ТЕБЯ И ПОМОЛЯТЬСЯ, ПУСКАЙ ПО СВОЕМУ, НЕ ИМЕЯ ТАКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА, КАК ЧЕЛОВЕК, НО ИМЕЯ СВОЮ ЖИВОТНУЮ ДУШУ, ОНИ ТОЖЕ ИМЕЮТ ЕДИНЕНИЕ С ТВОРЦОМ, ОНИ ВСПОМНЯТ О ТЕБЕ
ЧЕЛОВЕКУ НЕ НАДО ПРЕВОЗНОСИТЬСЯ НАД ВСЕМИ ОСТАЛЬНЫМИ, ЭТО ВСЕГДА ВЕДЕТ К ТОМУ, ЧТО ЧЕЛОВЕК РАНО ИЛИ ПОЗДНО ОТВЕРГАЕТ СВОЕГО ТВОРЦА И ПОПИРАЕТ БОГА, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО РОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ТО И ПРЕМУДРОСТЕЙ ЕГО БЫ ТОЖЕ НЕ БЫЛО, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОЕ МЕСТО, ОСОБЕННО В НАШЕ ВРЕМЯ, КОГДА ЖИВОТНЫЕ СТОЯТ УЖЕ ДАВНО НАПОРЯДОК ВЫШЕ В РАЗВИТИИ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РАССА
раба Божия Елена |
|
Добавить комментарий:
|