Рождество Прот. Всеволод Шпиллер
Часть 2
Бо есть Любовь
"Бог любы есть" (Ин 3:6). Поэтому рождается Пресу-щественный, яко младенец. Поэтому в вольном Самоис-тощании приемлется Богом зрак раба (Филип 2:7). Поэтому Бог вочеловечивается, возвращая нашу природу к утраченному богообщению и призывая отвечать на Свою любовь к человеку и миру — "тако возлюбил Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть" (Иоан 3:16) — не страхом одним, не трепетом перед величием совершившегося, но радостью любви. И в том, что Слово стало плотью (Ин 1:14), содержится действительно высочайшая радость нашей веры.
Созерцая явление Бога во плоти, верующее сердце и верующий ум наш все же объемлются благоговейным трепетом, хотя и сказано "не бойтесь"(Лк 2:10). Совершившееся Богоявление все исполнено величайшей тайны (1 Тим 3:16). Как же вместить ее смысл, когда мы знаем о несоизмеримости Творца, пребывающего в ослепитель
ном царстве велелепной славы" (2 Петр 1:17; 1 Петр 5:10; Римл 5:17), с так далеко отстоящим от этой славы творением?
Опасно богословствование, которое отрывается от библейской почвы, делая человеческий ум мерой вещей Божественных. Но учение Церкви, содержащееся в Предании, догматическое ее самосознание, богодухновенны, потому что принадлежат благодатной полноте жизни церковной.
И вот, — свидетельства Церкви о Воплощении Бога Слова совершенно определенны. Святоотеческая традиция здесь непоколебимо едина. Никакие различия школ, начиная с Александрийской и Антиохийской, не нарушили общего согласия "во всеобъятном и всестороннем" раскрытии всего спасительного смысла дела Господня, начавшегося с Воплощения, в раскрытии, данном еще самим апостолом Павлом в знаменитом христологиче-ском отрывке из послания к Филиппийцам (Филип 2:5-11). Вочеловечивается Бог. Рождающийся в Вифлееме Иисус Христос, Бог Слово становится Богочеловеком, Сын Божий сыном человеческим бывает.
И никто под зраком раба не узнает Господа сил, потому что в Воплощении произошло уничижение Слова (Филип 2:7). Это значит, что перед нами теперь не новое бытие, но новый способ Богоявления. Будучи сопрису-щей Единородному от Отца, Слава Божия теперь уже не всегда будет обнаруживаться; она будет проявляться время от времени в чрезвычайных знамениях и в таких событиях, как, например, Преображение (Лк 9:22; 2 Петр 1:17).
Конечно, уничижение имеет свои цели и соответствует спасительным для нас намерениям Божиим (Евр 2:9 и далее). Уничижение славы оказывается богоустановлен-ным путем к Славе (Евр 2:9-10): "Всяк смиряйся вознесется (Лк 14:11; 18:14), и в славе Спасителя, увенчавшей Его земной подвиг, будет участвовать уже все человечество, потому что в Воплощении Его человечество воспринято Им как Свое, в ипостасное с Ним единство, уже отныне нераздельно и неразлучно соприсуще Ему во всем Его блистательном прославлении: в Воскресении, Вознесении, даже в седении одесную Отца. Это означает полное и окончательное преодоление разделения земного и небесного.
"Сын Божий стал сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим", говорит священномученик Ириней. Человеческой природе возвращено благословение Божие, отнятое силой греха. Она обновлена Вочеловечением Бога Слова. Она воссоздается восприятием Божественной Жизни и тем спасается. В святом Воплощении, в пресвятом Рождестве Господа нашего Иисуса Христа начинается наше Спасение, как Искупление, начинается освобождение человеческого естества от скверны зла, преображение этого естества до обожения сверхизбыточным излиянием Божественной благодати. В этом сокровенный смысл великой благочестия тайны, содержащейся в Откровении о Рождестве Христовом.
Это откровение не позволяет видеть в человеке только существо, упавшее с высоты или совсем утратившее в грехопадении первозданную свою богоподобность, сообразность свою с Богом. В нашем представлении о человеке идея греха не может подавлять идею образа и подобия Божия, дарованных человеку при сотворении (Быт 1:27).
В человеке есть глубина, которая никогда не была заполнена до конца грехом, та глубина, где человек соприкасается с Богом. У человека есть совесть. В ней с особой силой обнаруживает себя присущий человеку образ Божий. Многие считают совесть как бы воспоминанием о высоте, с которой человек ниспал. Он помнит совестью "другую жизнь и берег дальний..."
Безусловно, совесть в человеке есть высшее духовное начало, сохранившее связь с Божественным миром и в грехопадении, потому что она неотразимо влечет человека к добру. И как память, как отсвет высшей жизни, которой он жил, совесть, этот образ Божий в человеке, есть неуничтожимое злом радикальное добро в человеке. Но это добро в нас больше, шире и глубже совести; оно проявляется во всем извечном томлении человека о Бесконечном, в неутомимом искании Бога.
Эти влечения человека не могут быть поняты иначе, как выражение его сверхприродного начала, как неотъемлемо присущий человеку образ Божий. Об этом и говорит Божественное Откровение о Рождестве Христовом. Оно свидетельствует о том, что в Воплощении природа человека воспринята в ее первозданной чистоте, то есть в том, что составляет в человеке образ Божий. В Воплощении вземлется естество "кроме греха".
Хотя человеческое естество соединяется с Богом и освящается этим в Лице одного Господа Иисуса Христа, Богочеловека, но это освящение распространяется на всех людей, потому что образ Божий в человеке присущ ему отнюдь не в отдельности его от человеческого рода. Об этом с особой выразительностью и силой учит святитель Григорий Нисский: "... не в части естества образ, и не в ком-либо одном из усматриваемых таким же благодать, но на всех равно простирается таковая сила, а признаком всему то, что всем равно дарован ум, все имеют способность размышлять, наперед обдумывать и все прочее, чем изображается Божие естество в созданном по образу Его"...
И так мы приходим к принятым Святою Церковью догматическим обобщениям. Вот они: Господь Иисус Христос (в домирном Своем бытии — Бог Слово), имея все преимущества богоравного достоинства, как бы отказывается на время от присущей Ему Божественной Славы, уничижаясь в Вочеловечении, спасения нашего ради, в Рождестве Своем; в Вочеловечении совершается соединение Божественной природы с природой человека, не утратившей до конца первозданной со-образности Богу, и этим соединением она не только возвращается к бого-общению, бывшему до грехопадения, но приемлется в ипостасное единство с Богом Словом; так что вследствие Вочеловечения Бога Слова в лице Иисуса Христа природа человека получает новую, благодатную силу и каждый из людей теперь может спастись от силы зла и преодолеть страшную в себе раздвоенность.
Но может остаться и во зле: благодать Hfe насилует свободы. Она способна освятить каждого из нас и вознести к Славе Божией. В этом полнота Откровения о рождающемся в храмине (Мф 2:11) Боге, пришедшем к людям, и о человеке, идущем к Богу. В этом смысл величайшего таинства, которое содержит в себе неистощимый источник самой высокой, самой чистой радости христианской веры.
|