С.С. Аверинцев
Главная ошибка миссионерства в России
Мне кажется, что главная ошибка, миссионерства в России, которой вполне можно было бы избегнуть, оказалась совершенной не в страшные годы сталинщины, также и не в пору набравшей новую ярость антирелигиозной кампании Хрущева, - а позже, при Брежневе и его преемниках. В 70-е годы общественное мнение интеллигентских кругов, но также и так называемых масс резко изменилось, став несравнимо более благоприятным в отношении религии. Сдвиг в сознании намного опередил "перестройку". Интеллигенты, и не они одни, стали отыскивать возвратный путь в Церковь; обращения тех лет были, как правило, более серьезными, более выстраданными, чем это подчас имеет место сегодня.
Беззвучно изменилось соотношение сил. Вот маленькая бытовая сценка из середины 70-х годов: к моей жене подходит на улице незнакомая старушка и спрашивает:
"Ты, доченька, молодая, так ты, конечно, знаешь - когда в этом году Великий Пост начинается?"
Для всех предшествовавших советских десятилетий сама мысль, что старушка может спрашивать у молодой, городской женщины интеллигентского вида о сроках Великого Поста, была бы сущим бредом; начиная с 70-х это - обыденная реальность. Иерархия, за немногими исключениями, в общем продолжала вести себя так, словно ничего не замечает.
Мне вспоминается из тех лет еще одна сценка:
...праздник Введения во Храм в одном из наиболее популярных среди столичной интеллигенции приходов в самом центре Москвы, чуть не половина молящихся - молодые люди, немало еврейских лиц, но и прочие по большей части явно пришли к вере сами, во взрослом возрасте; и перед такими-то слушателями влиятельный иерарх толкует в хорошо построенной проповеди, что-де все вы, братья и сестры, были принесены во храм в должный день после рождения вашими благочестивыми родителями...
Поскольку проповедующий никак не был человеком тупым, такую проповедь невозможно понять иначе, как совершенно сознательный отказ от реальности в пользу условного, искусственного мира.
Он словно бы говорил нам: не вижу вас, не хочу вас видеть, обращаюсь к совсем другой, воображаемой пастве - а вы не нужны мне и, главное, не нужны Церкви.
Может быть и сейчас еще не поздно что-то исправить в нашем миссионерстве? |
Всего комментариев: 3 |
2010/09/20, 20:12:29
Принцип -отказ от реальности в пользу условного, искусственного мира - это вообще проблема Христианства. Потому что в Церкви открывается такая Свобода, которую не каждый в силах понести.
Ап Павел написал об этом в послании к Галатам, а Аверинцев - просто повторил это в воспоминаниях.
Владимир |
| |
2010/09/19, 22:33:11
Замечание меткое, но не вполне справедливое.
Архиерей, скорее всего, не часто был на этом приходе, поэтому произнес проповедь "на автомате", стандартную... Такое легко предположить..
Но воспринято это было крайне оскрбительно: "Он словно бы говорил нам: не вижу вас, не хочу вас видеть, обращаюсь к совсем другой, воображаемой пастве - а вы не нужны мне и, главное, не нужны Церкви". В христианском приходе, среди людей, которые искренне обратились ко Христу, преисполнены милосердия, любви и сострадания - это странно. Архиерей никого не оскорблял, а ему досталось...
Мне кажется, что Аверинцев, описывая 70-е годы тоже демонстрирует то, в чем обвинил архиерея - "отказ от реальности в пользу условного, искусственного мира". Мне 70-е годы видятся совсем иначе. Впрочем, повторюсь еще раз, в чем-то Аверинцев и прав, но это наша общая болезнь.
Вадим - болящий |
| |
2010/09/16, 12:25:39
Один владыка гвоорил в 90-е годы: У Русской Церкви две проблемы - бабки и архиереи. О первой вы все знаете - о последней же умолчу...
Игорь Борисович |
|
Добавить комментарий:
|