Феодоропулоc
Совесть народа и епископы
Епифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости... - www.isihazm.ru
Переврд иером. Агафангела
(Публикуется впервые)
Ты пишешь, что «отец Епифаний, затрагивая церковные вопросы, оказывается, считает, что Церковь — это только епископы!»; тогда как, по твоим словам, «всё в Церкви выносится на суд совести народа, который и есть страж и хранитель Православия». Я не буду заниматься подробным разбором этого твоего мнения, чтобы не начинать новой темы и не удлинять письмо. Ограничусь лишь двумя замечаниями:
Первое. Я нигде и никогда не говорил, что Церковь — «это только епископы». Я говорил только то, что епископы - это генералы. Итак, если мы признаём епископов Элладской Церкви православными (в чём лично я твёрдо убеждён), то нельзя запрещать их и поднимать восстание против них. Если же мы считаем их предателями, то заявим публично об этом и потом станем сами решать, как нам следует поступить. Это и только это было мною написано.
Второе. Ты утверждаешь, что «всё в Церкви выносится на суд совести народа (а к кому относится клир? — авт.), который и есть страж и хранитель православия». И что же из этого следует, дорогой отец Феодорит? То, что твой дерзкий поступок — выход из Элладской Церкви — получает оправдание? Всё это выглядело бы иначе, если бы ты говорил, что «поступил так потому, что так подсказала совесть».
Зачем ты ищешь себе поддержки в «совести народа»? «Совесть» какого «народа» подтолкнула тебя к совершению этого поступка? Совесть твоих единомышленников? Но разве у нас, отец Феодорит, нет «народа»?.. Разве нет около нас множества верующих душ, работающих «со страхом и трепетом» над своим спасением? Разве только епископы составляют Эл-ладскую Церковь? Разве в ней нет «народа»?
Итак, «совесть» этого «народа» не считает епископов Элладской Церкви предателями! Как ты желаешь, чтобы мы поступили? Пренебречь этим, приняв во внимание «совесть народа» — твоих последователей? Но почему? Их больше? — Нет! Они мудрее? — Нет! Духовнее? — Нет! Святее? — Нет! Тогда почему?
Твои собратья, святогорские отцы-зилоты (читай об этом на 20-й странице своего письма) на все лады расхваливая раскол, учинённый приверженцами Иоанна Златоуста после незаконного лишения кафедры и ссылки святителя и поставле-ния на патриарший престол Арсакия. пишут: «Следовательно, эти святые (то есть последователи Златоуста — авт.) не дожидались ни соборного решения, которое бы низвергло из сана Арсакия, ни епископов, которые стояли во главе восстания…
Ты не пишешь ничего подобного этому, очевидно, опять-таки потому, что тебе, более их осведомлённому, было известно, что: а) во главе раскола стояли сорок епископов, так называемых иоаннитов которые, оставшись верными Златоусту, отказались вступить в общение с преемниками последнего и б) раскол, о котором идёт речь, произошёл вопреки строгому указанию святителя Иоанна, чтобы его друзья, епископы, не подписавшие его приговор, во избежание раскола сохраняли общение с его преемником.
Вот что пишут об этом хроники: «Нас было сорок епископов, сидящих вместе с Иоанном в триклинии епископского дома... Когда мы находились в большом замешательстве, Иоанн, вдохновлённый
Христа и ради меня, пусть никто не оставит своей Церкви»," Одержимые невыразимой скорбью, одни плакали, другие покинули собрание, и очи, и священную главу, и меткие и блаженные уста, обливаясь слезами, целовали с сокрушённым духом.
Он же, попросив всех, перелетавших туда и сюда, подобно жужжащим пчелам, вернуться на собор, говорит: "Сядьте, братия, и не плачьте, много сокрушаясь обо мне, ведь для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение" (Флп. 1, 21) — известно ведь, что он был усечён мечом из-за необычайного дерзновения...
Один же из присутствующих, вскричав при этих словах, произнёс: "Да! Но мы оплакиваем наше сиротство, вдовство Церкви, нарушение заповедей..." Ударив указательным пальцем по ладони левой руки..., [ Иоанн] сказал своему собеседнику: "Довольно, брат, не говори много, но то, что я сказал, — Церквей ваших не оставляйте, ибо не с меня началось учение, и не на мне оно кончится..."
После этих слов начал говорить Эвлисий, епископ Апамеи : "Неизбежно, что мы, оставшись в своих церквах, будем принуждаемы к общению и к тому, чтобы поставить подписи."
Святой же Иоанн ответил: и Общение имейте, чтобы не произвести раскол в Церкви, а подписей своих не ставьте, ибо, поразмыслив, я в самом себе не сознаю ничего, достойного низвержения"» (Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом)
Вот как поступали, дорогой отец Феодорит, настоящие отцы Церкви. Они страшились разделений и расколов и делали всё возможное, чтобы избежать их... И хотя Златоуст сочувствовал своим последователям, претерпевшим буквально «диоклетиановские гонения» от власть предержащих, за то, что они не вступили в общение с его преемниками (ослушавшись, между прочим, своего учителя), считал их исповедниками, но позиция святого отца всегда была абсолютно чёткой: «Нет расколам!» |