Епифаний Феодоропулос
Православные не должны совершать совместных молений с еретиками
(перевод с греческого)
В церковной жнзни Православие (ортодоксия) должно сочетаться с Праводеланием (ортопраксней). Им противоположны зло-славие (какодоксня, т. е. ересь) и злоделанне (какопраксня, т. е. нравственные и канонические нарушения). Само по себе допущенное кем-то злоделанне совсем не обязательно говорит о том, что совершивший его человек является не православным, а злославным (также и чьё-либо злославие далеко не сразу может выразиться в злоделанни).
Если молитвы с еретиками совершаются с убеждением, что последние всё же находятся вне Церкви, и с наивным желанием каким-либо образом обратить их посредством этих деяний, то это ещё какопраксня, но не какодоксня.
(Именно с такими мыслями участвовали в подобных мероприятиях и прот. Георгий Флоровский, которого никто не упрекнёт в исповедании ложной экклеспологии и многие-многие другие православные экуменисты. О. Георгий неоднократно высказывал эти свои убеждения вслух, чем всегда вызывал возмущение находившихся рядом протестантов и католиков).
Если же этим антиканоническим действиям сопутствует убеждение, что еретики являются такими же полноценными членами Церкви Христовой, как и православные, и что интерконфссснональные моления суть видимое выявление нашего с ними незримого единства, - тут уже налицо не только какопраксня, но и какодоксня, т. е. ересь. Здесь и проходит грань между православными «экуменистами» и «православными» экуменистами, между неправоделанием и неправославием
В одном из своих творений прп. Феодор Студит (VIII - начало IX вв.), ревностный борец с ересями иконоборчества, рассматривает такую ситуацию. Предстоятель некой Поместной Церкви или большого церковного округа (патриарх, архиепископ или митрополит) с частью своего епископата открыто уклонился в явную ересь, провозглашённую и утверждённую соборно.
Другая часть подчинённых ему епископов, устояв в истинной вере и отметая состоявшийся собор как «прелюбодейный», всё же не прекратила поминовение своего первоиерарха на литургии.
Православные священники, подчинённые этим последним епископам, «из страха» перед ними также поминают своего еретичествующего митрополита (архиепископа, патриарха), но сами с еретиками не сослужат. Так вот, с такими священниками, по учению преп, Феодора, верные чада Церкви могут, ради икономин, иметь полное общение, т. е. молиться и сослужить с ними, принимать из их рук Таинства и т. д, (см.: Лурье В. Феодор Студит и недоуменные вопросы …) - перпвод исправл и ред. Исихазм.ру
Если кто-либо, будучи совершенным простецом, неспособным понимать некоторые веши, защищает свои ошибочные взгляды не по своему высокомерию, упрямству, но единственно по своей простоте, то он может быть обильно исполнен благодати Господней. Суды Господни неисповедимы.
Известны случаи, когда и мудрейшие столпы Церкви допускали ошибки. Но зрящий в сердце. Бог не счёл их недостойными Своего благоволения. Великий святитель Григорий, епископ Нисский не был свободен от догматических заблуждений, однако, несмотря на это, он — святой и отец Церкви.
Также и божественный Дионисий Александрийский, богословствуя о Сыне, исповедовал догматически неточные выражения, чем, сам того не желая, содействовал арианам, которые и ссылались на него. Поэтому святитель Афанасий Великий был вынужден написать научный трактат, посвященный святому Дионисию, в котором защищал догматически неудачные выражения последнего.
Безусловно, православные не должны совершать совместных молений или же иметь какое-либо иное религиозное общение с еретиками (католиками, протестантами и т. д.). Это правило относится и к раскольника. Если кто-либо молится вместе с еретиками (или же имеет с ними какое-то общение), то он — нарушитель священных канонов и достоин церковного наказания, однако это не делает его автоматически еретиком.
Он может признавать себя православным, отрицательно относиться к любому иноверческому учению, и в тоже самое время он может не видеть ничего плохого в религиозных контактах с инославными. Такой человек, повторяю, — нарушитель священных канонов, но не еретик.
Если же он на этом не остановится, а начнёт проповедовать еретические взгляды, тогда всё будет обстоять совсем иначе. Тогда он — еретик. Еретик потому, что проповедует еретические взгляды, пусть даже и не имеет совсем общения с другими еретиками.
Еретики делятся на две группы: те, кого Церковь осудила, наказала и отсекла от своего тела, и те, кто ещё и не отлучён от Церкви и, по собственному почину, не откалывается от неё, но ещё пребывает внутри церковной ограды. Как раз такая ситуация складывается с патриархом.
Патриарх Афинагор проповедует еретические взгляды. Но до сих пор ни Церковь не осудила его, ни он сам не отрёкся и не откололся от неё. Он остаётся и действует внутри Церкви, а следовательно, он всё ещё проводник благодати. Он совершает Таинства.
Что мы, со своей стороны, можем предпринять?
- Молиться о его покаянии и возвращении на путь истины.
- Заявлять о своих протестах против него и вести борьбу.
Если же кому-либо совесть запрещает поминать имя патриарха, он имеет право прекратить его поминовение, согласно 15-му правилу Двукратного собора Однако это последний шаг, который можно предпринять, чтобы не оказаться в расколе или в среде мятежников. То есть, прекратив поминовение, нельзя начинать поминать другого епископа (разве только полагая, что вся наша Церковь впала в ересь!), но, с чистой совестью, ожидать, как я уже писал в своём «Эпистолярном трактате», соборного решения.
Следующее затруднение: как будут вести себя прекратившие поминовение с теми, кто имеет общение с патриархом? Имеющие общение с патриархом
делятся на две группы:
а) единомышленников последнего (таких, как американский митрополит Иаков, Халкидонский — Мелитон и т. д.) и
б) несогласных с ним (почти все архиереи Элладской Церкви).
По отношению к первым они будут вести себя точно так же, как и по отношению к патриарху. Тогда как по отношению ко вторым они не должны вести себя таким же образом, хотя те и имеют общение с патриархом и его единомышленниками. То есть они не должны прекращать поминовения «несогласных с патриархом». По священным канонам, прерывать общение с ними непозволительно.
Священные каноны дают право прекратить поминовение проповедующего еретическое учение епископа или патриарха, но не дают права прекратить поминовение тех, кто, будучи православным, терпит вышеуказанные проступки…
На этот момент обрати особое внимание! Необходимо чётко различать две вещи: проповедующий еретические убеждения — это одно, а имеющий православные убеждения и православно учащий, но из икономии терпящий еретика и имеющий общение с ним — это совсем другое.
И ещё: проповедующий еретические убеждения, но сам не выходящий из Церкви и не отлучённый ею — это одно, и совсем другое — самовольно вышедший из Церкви (и основавший свою «церковь» или же присоединившийся к другой, такой же еретической или же раскольнической) или же отлучённый самой Церковью после суда над ним и его осуждения.
С этим последним православный человек обязан не вступать в общение; тогда как общение с первым (до его осуждения) остаётся, согласно Священным Канонам, свободным выбором каждого православного верующего.
Священные Каноны предоставляют нам право, но не обязывают прекратить поминовение. Следовательно, если кто-либо воспользуется данным ему правом и прекратит поминовение, то он поступит добро и непредосудительно.
Если другой, хорошо всё обдумав, приходит к выводу, что ему нет резона воспользоваться своим законным правом, и ожидает «соборного заключения», то и он не заслуживает никакого порицания и уж тем более прекращения общения с ним! К этой ситуации применимы слова апостола Павла: «Ядыи не ядущаго да не укоряет: и не яды и ядущаго да не осуждает» (Рим. 14, 3).
Тогда ты задаёшься вопросом, а что же мы выиграли, прекратив поминовение патриарха, но сохранив общение с епископом, к примеру, Дриинупольским, поминающим патриарха? Разве мы не оскверняемся через опосредованное общение с проповедником еретических убеждений? Но прекращение поминовения «до соборного заключения» и вынесения судебного приговора не имеет в виду избежание осквернения от проповедующего ересь!
Нет, брат мой! Если бы оно имело такое значение, то каноны не просто предоставили бы право прекратить поминовение по причине ереси «до соборного заключения», но наложили запрет под угрозой тягчайших наказаний в случае его невыполнения.
Православные не должны совершать совместных молений с еретиками.
Другие переводы с новогречесого Епифания Феодоропулоса на нашем портале:
Епифаний Феодоропулос. Православие Любовь и Истина
Епифаний Феодоропулос. Православие и Католичество
Епифаний Феодоропулос Благодать и суд
Феодоропулоc Совесть народа и епископы
Епифаний Феодоропулос Письмо зилоту |