Духовник прп. Аристоклия Афонского старец-иеросхимонах Дамиан (Вьюков). День памяти – 31 августа
Огромное духовное влияние имел о. Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние на его мировоззрение. Иеросхимонах Дамиан (в миру Дмитрий Николаевич Вьюков) родился в 1832 году в городе Зарайске Рязанской губернии, в зажиточной купеческой семье. Прочитав книгу Святогорца о. Сергия (Веснина) об Афоне, которая «случайно» попала к нему в руки, юный Дмитрий так впечатлился от прочитанного, что не мог больше ни о чем думать, кроме как об Афоне. Он решил стать афонским монахом, но для исполнения своего решения ему пришлось преодолеть огромные трудности.
Родители и родственники видели в нем наследника отцовского купеческого дела и решительно противились такому настрою молодого Дмитрия. Особенно противился его решению отец, который то угрозами, то разными ухищрениями пытался отговорить сына от своего намерения. Только после смерти отца Дмитрию удалось исполнить свою мечту. Он решительно отвергнул все свои права на отцовское наследство и немедля поехал на Афон.
В 1862 году Дмитрий Николаевич прибыл на Афон и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь. С первых дней своего пребывания в обители он полностью доверился старцу Макарию (Сушкину), игумену русской святогорской обители, неукоснительно исполняя все его указания, как духовного, так и практического характера.  В 1865 году старец Макарий постриг его в мантию с именем Досифей. Ученик полюбил старца сыновней любовью и оставался лучшим его послушником до своего смертного дня, и старец отвечал ему взаимной отцовской любовью: часто, когда спрашивали отца Макария, как нам спастись, он говорил: «Подражайте отцу Досифею и спасетесь». Все дивились такому совету, потому что отец Досифей был еще новоначальным и, кроме того, имел такое послушание, которое, с первого взгляда, совсем не подходило для подвижнической жизни.
Первые десять лет отец Досифей проходил послушание в иконной лавке. Можно сказать, что он первым организовал это учреждение в монастыре, которое в его время и впоследствии стало источником достаточно больших доходов монастыря. Он оборудовал помещение для лавки и наладил регулярное ее снабжение иконами и другими изделиями афонских монахов. Очевидно, что не важно, чем мы занимаемся, если на то есть благословение, а важно, как мы исполняем послушание. Если мы дело делаем во славу Бога, в любви к собратьям нашим и с молитвой в сердце нашем, то Господь даст нам через молитву наших старцев силу благодати, чтобы достойно исполнить любое послушание.
2 февраля 1873 года отец Досифей был рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1879 года — в иеромонаха. Уже после рукоположения в иеродиакона старец Макарий решил послать своего верного послушника на самое ответственное в то время место, на подворье в Москву, где отцу Досифею предстояло быть одним из главных помощников отца Арсения (Минина). После рукоположения в иеромонаха он стал духовником братии подворья и исполнял это послушание почти 10 лет.
Трудно было ему расставаться со своим старцем, но он хорошо понимал важность послушания и безропотно приступил к исполнению нового для него дела. Вот что он пишет отцу Макарию и отцу Иерониму после их благословения на духовничество:
«Припадаю к стопам ног Ваших и прошу Ваших старческих и отеческих молитв и благословения. Письмо Ваше я получил. За отеческие наставления и вразумления Ваши приношу Вам мою сыновнюю благодарность. Я Вам писал и теперь таких же убеждений о себе, что нахожусь в таком духовном возрасте, что недостаточен принимать на себя обязанность исповедовать братство, а потому и просил Вас поручить это другим, более способным и понимающим братьям. Но как Вы благословляете не отказываться более от этого Вашего назначения, то да будет на то воля Божия и Ваша старческая. Буду при помощи Божьей и за Ваши старческие молитвы порученное мне дело продолжать. Для меня только нужно Ваше благословение, да молитвы Ваши, чтобы Господь мне, немощному, помог проходить неукоризненно возложенное на меня Ваше послушание, и да получить бы мне прощение моих грехов и избавление от вечных мук».
Каждый свой шаг он согласовывал с отцом Макарием, с которым имел постоянную переписку.  Огромное духовное влияние имел отец Досифей на преподобного Аристоклия (Амвросиева), с которым вместе подвизался на подворье с 1883 года. Он был духовником отца Аристоклия и оказал благотворное влияние на его мировоззрение.
В начале 1888 года отец Досифей заболел неизлечимой тогда болезнью, чахоткой, и вынужден был оставить свое послушание в Москве. Он отправился на Афон. Здесь 27 мая 1888 года был пострижен в великую схиму с именем Дамиан, но его состояние с каждым днем ухудшалось. Отец Макарий благословил отправить его в Константинополь на лечение в русской больнице, но Бог призывал своего верного послушника к себе, и отец Дамиан с полным смирением шел навстречу этому зову.  Преставился отец Дамиан в Константинополе 18 августа (ст.ст.) 1888 года. Игумен Макарий распорядился не хоронить его в Константинополе, а привезти на Афон, что и было сделано. Отец Дамиан был погребен на братском кладбище Пантелеимонова монастыря. Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012 Дополнительно см.: Источник: http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-monastyrya/dukhovnik-prp-aristokliya-afonskogo-starets-ieroskhimonakh-damian-vyukov-den-pamyati-31-avgusta
|