Ростовский епископ, строитель Вологодского Спасо-Каменного монастыря, афонский монах преподобный Дионисий Грек. День памяти - 5 июня
 В этом монастыре Дионисий ввел общежительный устав по образцу Святой Горы Афонской. В его обители собралось множество монахов; двое из них, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский достигли святости и по его благословению основали знаменитые монастыри. От них дух Святой Горы распространился далеко на север, укоренился и в женских монастырях, от них же просияло множество святых. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», составленному в конце XV века, святитель Дионисий Грек был афонским пострижеником (в тексте Сказания нет свидетельств о его национальности, но проще всего предположить, что прозвище отражало реальность). О времени его рождения нам также ничего не известно. Не позднее 1389 года (вероятно, несколько ранее) он прибыл из Византии в Москву. Его приезд совпал с активизацией русско-афонских (и шире — русско-византийских) контактов на рубеже XIV–XV веков. Дионисий был с почестями принят великим князем Димитрием Ивановичем Донским и получил келью вмосковском Богоявленском монастыре. Не позднее весны 1389 года он был поставлен настоятелем Вологодского Спасо-Каменного монастыря, в честь Преображения Господня, на Каменном острове Кубенского озера, об этом поставлении просили насельники обители.  В этом монастыре Дионисий ввел общежительный устав по образцу Святой Горы Афонской. В его обители собралось множество монахов; двое из них, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский достигли святости и по его благословению основали знаменитые монастыри. От них дух Святой Горы распространился далеко на север, укоренился и в женских монастырях, от них же просияло множество святых. Его биографом был Паисий Ярославов — друг и сподвижник прп. Нила Сорского. 12 июля 1418 года (согласно данным Типографской летописи конца XV века) святитель Дионисий был хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского. В некоторых других летописных источниках известие о поставлении сопровождается повествованием о нежелании святителя принимать епископский сан («бо желаше пустынное житие и труды»). Но Киевский митрополит Фотий и великий князь Василий I Дмитриевич «поставиша его себе нужею». Игуменом Спасо-Каменной обители Дионисий, уходя на епископскую кафедру, назначил «ученика своего Илариона». В Ростове новый епископ вместе с местным духовенством отслужил водосвятный молебен, после чего в городе прекратился мор. Днем преставления святителя во всех источниках называется 18 октября, но годы указаны разные (1427, 1425; другие варианты — результаты ошибок писца). Епископ был погребен в ростовском кафедральном Успенском соборе. О местном почитании святителя Дионисия Грека в Спасо-Каменном монастыре во второй трети XV века свидетельствует запись в сборнике творений свт. Григория Богослова. В некоторых рукописных святцах XVII–XVIII веков он упоминается как святой(уже с прозвищем Грек), под 18 октября. Официальная канонизация святителя совершилась включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых в 1964 году. Использпванная литература: 1. Русский Афонский Патерик // История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Издательская серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков». Том 4. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 457-459. 2. Афонский Русский Патерик, или жития русских святых, подвизавшихся на Афоне, и афонских подвижников, просиявших в России / Институт Русского Афона. Святая Гора Афон, 2015. 3. Дионисий Грек // Православная Энциклопедия. Т.15. М., 2012. 4. Дионисий Ростовский // drevo-info.ru.
|