Делатель покаяния: Иеросхимонах Вероник (Каменский). День памяти - 17 декабря
Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно непрестанным плачем. Слезами он настолько очистил свое сердце, что оно было полностью заполнено любовью. Воистину, путь спасения начинается покаянием. Братья очень любили вечно плачущего старца и без стеснения открывали ему свою душу. Он всех просил только об одном - любить друг друга. Иеросхимонах Вероник (в миру Василий Григорьевич Каменский) родился 30 июля 1846 года в городе Туле. Он был сыном дьячка Григория и супруги его Анны - очень набожных и благочестивых людей. Сына они воспитывали в страхе Божием. А потому Василий с детства соединил свою судьбу с Церковью. Несмотря на то, что он был учеником Тульской духовной семинарии, по неизвестным нам причинам, священником Василий не стал, но мысль стать монахом не покидала его никогда. В июне 1872 года двадцатишестилетний Василий прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где старцы дали ему послушание в трапезной и певчим на клиросе. 5 января 1875 года Василия постригли в мантию с именем Вероник, а 28 марта 1881 года в схиму с тем же именем. Старцы видели его большую любовь к богослужению и рвение в исполнении монашеского правила, поэтому 26 июля 1883 года его рукоположили в иеродиакона, а через месяц, 30 июля, в иеромонаха. В это время формировались подворья в Москве и Санкт-Петербурге, где была большая нужда в человеке, разбиравшемся в уставе богослужения. Поэтому отца Вероника благословили ехать туда. Здесь он провел почти два года, но связь со своим духовным отцом игуменом Макарием не прерывал.  Вот что он пишет в своем письме к нему: «Живу я по-прежнему плохо. Да Вы и сами изволите знать, если я и на Святом Афоне не по-монашески жил, то что же в мире мятежном? Постоянно грешная душа моя угнетается многоразличными искушениями и страстями. Прошу Вас, Господа ради, батюшка, помолитесь за грешного Вероника, чтобы помиловал милосердный Господь. Я и прежде был уверен, несомненно, в Ваших молитвах за меня, но вопиющая моя духовная нужда заставляет меня беспокоить Вас и до смерти моей. Ибо я всю жизнь нуждаюсь в святоотеческих Ваших молитвах и буду нуждаться и по смерти. О немощах моих душевных и телесных я Вам писал, и Вы мне простили во всем. Это сделала ваша отеческая любовь. Но я самую малость покусился открыть гноя из своего змеиного гнезда. Я несколько упомянул о страстях своих, но еще в душе их у меня целое море, и Вы в этом не сомневайтесь. Петр Дамаскин насчитывает таких страстей около трехсот, и как после этого не просить Вас и всю братию за себя помолиться». Такое глубокое с сокрушением покаяние было свойственно отцу Веронику всю жизнь, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно непрестанным плачем. Он плакал по любой причине, даже когда кто-то жаловался ему на плохую погоду. Слезами он настолько очистил свое сердце, что оно было полностью заполнено любовью. Ему было свойственно абсолютное незлобие и невозмутимость. Мирной душой и спокойствием он возносил в своем сердце славу Богу. Воистину, путь спасения начинается покаянием. В 1886 году отца Вероника вернули на Афон и определили уставщиком на Старом Руссике, где он жил в непрерывных подвигах поста и молитвы.  В 1901 году отца Вероника назначили духовником обители - помощником отца Агафодора (Буданова). 18 лет он нес это труднейшее послушание и выполнял егобезукоризненно. Братья очень любили вечно плачущего старца и без стеснения открывали ему свою душу. Каяться пред тем, кто сам являлся образом покаяния, было всем очень легко, и все к нему тянулись. Он не только принимал покаянные исповеди и напутствовал своих чад, но с любовью записывал все их необычные видения и сны. Он всех просил только об одном - любить друг друга. Одновременно он был снисходителен и к немощи человеческой. «Господь, говоря нам в Евангелии о любви, - писал он в одном из своих писем, - сказал: «Болши сия любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 12-13). Если такую любовь Господь назвал образцом и совершенством всякой прочей духовной любви или, точнее, основанием всего духовного закона Божия, то что я должен сказать о себе, немощнейшем и худейшем? Ибо и верховный апостол Петр, когда сидел с Господом за трапезой на вечери, смотрел на своего учителя и Господа, то не мог и допустить в душе той мысли, что он откажется от него трижды. Такова немощь человека». Творя постоянно дела любви и требуя от других того же, отец Вероник никогда не осуждал людей за их немощи. Преставился отец Вероник 4 (17 н.ст.) декабря 1919 года. Печатается по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". Серия "Русский Афон XIX - XXвеков". Т. 1. - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012
|