Старец Ефрем Катунакский. Ты имеешь право на такую меру благодати, насколько большое искушение ты можешь выдержать с благодарением.
Старец Ефрем Катунакский - один из легендарных старцев Афона. Публикуем новые воспоминания о нем, собранные отцами-симонопетритами со всей Афонской Горы в книге "Новый Афонский Герондикон" - Афон
«Старец-аскет из пустыни однажды послал своего послушника в Лавру по одному делу, дав ему чёткую заповедь до вечера вернуться в каливу. Старец Спиридон Камбанаос, врач, увидел, что идёт дождь, и не дал послушнику уйти, чтобы тот не промок. За это старец отца Спиридона наложил на него епитимью не причащаться целый месяц».
«Хотите освятиться? Хотите благоухать? Вот представь: твой старец или брат тебе что-то говорит. Отвечай: „Да будет благословенно". Не рассуждай, нравится тебе это или не нравится. „Да будет благословенно"—и всё».
«Один монах был рукоположен во священника, а через год оставил священство по собственной воле. Когда он скончался и после положенного времени его кости достали из могилы, то главу отнесли иконописцу для того, чтобы он написал на лбу имя почившего иеромонаха. Когда иконописец выводил: „Аверкий иеромонах, из каливы..."—вдруг всю иконописную мастерскую наполнило необыкновенное благоухание, которое исходило от главы. Иконописец закричал: „Отцы, бегите сюда! Ваш старец благоухает!" Если останки монаха благоухают, это значит, что он не только спасся, но и приблизился к святости».
«Благодать Божия туне подаётся. А вот вера, которую ты имеешь к своему старцу, нудится».
«Я говорю вам из своего горького опыта: только „да будет благословенно" вас освятит и вас спасёт. Нравится ли нам или не нравится то, что говорит старец, мы должны ответить ему: „Да будет благословенно!
«Если монах, совершив какую-то ошибку, скажет „прости и благослови", то это и будет его наказанием. Епитимью надо накладывать на провинившегося, если он не скажет „прости и благослови", если у него нет искреннего покаяния».
«Я однажды спросил старца и учителя (отца Иосифа): „Геронда, что особенного ты сделал, так что Пресвятая Богородица трижды поцеловала тебя в уста?" И он мне ответил: „Я глубоко погружался в «познай самого себя»"».
«Однажды старец Иосиф сказал мне: „Сынок, ты так подвизаешься, что и сам смог бы обрести благодать. Но без помощи старца ты не научился бы её удерживать". Я тогда не спросил его, как удерживается благодать. Впоследствии я понял, что благодать мы удерживаем смирением и благодарностью».
Когда кто-то спросил отца Ефрема, как зрится божественная благодать, он ответил: «У новоначальных—как облако, у преуспевших —как огнь, а у совершенных — как свет». «Ты имеешь право на такую меру благодати, насколько большое искушение ты можешь выдержать с благодарением». Старец часто говорил: «Христе мой, Твои пряники очень сладкие, но Ты продаёшь их очень дорого», имея в виду стяжание благодати. «В соответствии с верой и благоговением, которые ты имеешь к кому-то, ты получаешь пользу и приемлешь благодать». «Благодать не утверждается на смехе и веселье. На скор-бях и испытаниях утверждается благодать». «Весь труд заключается в том, чтобы не огорчить благодать, которую мы получили в святом крещении —ни тайным помыслом, ни нерадением к духовным обязанностям. «Слово, которое исходит от благодати и опыта, имеет силу». «Да не судит послушник заповедь старца своего». «Когда я был послушником, я был орлом, а сейчас, когда стал старцем целого братства — превратился в черепаху». «Послушник подобен бумаге, на которой ничего не написано. Когда он оказывает послушание, то сам не держит ответа перед Богом, за него отвечает старец». «Диавол знает, что такое послушник. Хорошего послушника он боится». «Послушник не должен вынуждать своего старца дать ему благословение поступать по своей воле». «Связь между послушником и старцем—связь священная, и послушнику её уразуметь трудно. Послушник не может полюбить старца настолько, насколько старец любит послушника. Любовь старца к послушнику велика, но послушник не всегда её ощущает». «Если ты судишь старца, то ты не послушник».
Когда к старцу пришёл один брат из общежительного монастыря, старец спросил его: — Ну, как идёт духовная борьба у вас в обители? — Какая там духовная борьба, геронда? Мы бегаем туда-сюда и не успеваем даже своё монашеское правило выполнить! — Ты из-за этого не расстраивайся. Монаху так и надо жить. Пусть не столько он молится, сколько хочет, главное, чтобы, возвращаясь в келию на молитву, он стремился к ней, как жаждущий олень к источникам вод. Монах должен молиться, молиться—и не насыщаться Господом».
«Молитвы никогда не идут впустую, даже если вначале нам кажется, что они напрасны и Бог нас не слышит». «У старца Паисия", видимо, было особое дарование от Бога. Вот я, например, от разговоров с людьми устаю, и молитва моя становится слабой. Да, Бог точно даёт старцу Паисию какое-то особенное благословение». Один человек спросил отца Ефрема о своих усопших родителях, в каком состоянии они находятся. Старец помолился и сказал: «Твоя мать спаслась, а твой отец-священник освятился».
Один брат из общежительного монастыря сказал старцу Ефрему, что к ним в обитель приходит много-паломников, которые шумят, и он иногда на них раздражается. Старец ответил: «Не раздражайся, потому что ваше поколение спасётся через это. Сегодня люди мирские бегут в монастыри, потому что нигде больше их душа не находит упокоения. Они приходят к вам и обретают мир. За каждую душу, которой вы доставляете покой, вы получаете от Бога мзду. И, возможно, вы не успеваете совершать много молитв, но ваш малый подвиг приумножает Бог. Даже если некоторые из этих людей приезжают ради любопытства, тем не менее, каждый из них получает от Бога что-то своё. Ведь и отцы говорят, что если ты один раз нальёшь в сосуд миро, то благоухание будет оставаться в нём даже тогда, когда он опустеет. То же самое происходит и с людьми, которые к вам приезжают. То немногое, что они забирают с собой со Святой Афонской Горы, Бог, когда придёт час, использует для их спасения. И ваша мзда в этом случае будет великой».
Однажды на Великом входе старец увидел себя идущим по воздуху и почувствовал, что ступает по пламенным языкам. Когда старец дошёл до центра храма и остановился под паникадилом, он произнёс в себе: «Пресвятая Богородица! Христе мой!»—и потихоньку вошёл в Царские врата. Тогда он понял, что значит выражение псалмопевца: Теорий ангелы Своя духи, и слуги* Своя пламень огненный**.
Однажды старец Ефрем увидел нетварный Свет. Он описывал это видение следующим образом: «Этот Свет, который я видел в себе, разрешал мои недоумения, наставлял, учил меня. Я видел все свои внутренности. Старец Иосиф после этого сказал мне: —Батюшка, я тебя боюсь. —Потому что есть люди, которые живут в монашестве тридцать-сорок лет и не достигают того, чего ты достиг за три-четыре года. Я боюсь, как бы ты не поскользнулся, не упал и не остался в падшем состоянии. И действительно, всё случилось так, как сказал старец. Прошло столько лет, и я больше ни разу не созерцал этот Свет в себе. Только однажды во сне я увидел его и испытал радость. Ко мне тогда пришла такая молитва!»
|