Святогорские Панигеры: Русский скит Святого Андрея Первозванного - память ап Андрея Первозванного
Осталось 4 дня
Афон
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / ГРЕЧЕСКИЕ СТАРЦЫ АФОНА / СТАРЕЦ ХАРАЛАМПИЙ ДИОНИСИАТСКИЙ. МАЛЕНЬКОЕ НЕРАДЕНИЕ ПРИВОДИТ К БОЛЬШОМУ НЕРАДЕНИЮ, А ЗАТЕМ —К ПАДЕНИЮ
Старец Харалампий Дионисиатский. Маленькое нерадение приводит к большому нерадению, а затем —к падению
Старец Харалампий Дионисиатский. Маленькое нерадение приводит к большому нерадению, а затем —к падению
Старец Харалампий - один из легендарных старцев Афона. Публикуем новые воспоминания о нем, собранные отцами со всей Афонской Горы в книге "Новый Афонский Герондикон" - Афон
Старец Харалампий рассказывал о себе:
«Когда я несколько раз пострадал от своеволия, то увидел, что старец прав, и потом стал вести себя благоразумно. Я даже перестал задумываться о том, что мне делать: „Что скажет старец". Я не задумывался ни о чём. - Сделай, батюшка, то,—говорил мне старец. - Да будет благословенно. -Иди, батюшка, туда. - Да будет благословенно. Как у послушника у меня не было языка—только уши. Старец говорил мне что-то—и я тут же бежал исполнить его заповедь. От этого я принял много благодати. Когда я начал ни в чем не противоречить ни старцу, ни даже братии, меня часто посещала божественная благодать. Я был переполнен благодатью, когда оказывал послушание».
Каждый понедельник, среду и пятницу отец Харалампий вообще ничего не вкушал. Хотя в эти дни он, как обычно, очень много работал, исповедовал братию и мирян, совершал всю ночь бдение со многими поклонами. Когда его рот пересыхал, он пил лишь немного воды.
Два монаха посетили афонский монастырь Дионисиат. Они сказали братии, что хотят увидеть своего знакомого игумена отца Харалампия, и братия ответили, что он у себя в кабинете. Монахи постучали в дверь со словами: «Молитвами святых отец наших...» Старец приоткрыл дверь, высунул голову в коридор и с естественной простотой сказал: «Погодите, погодите маленько, мне осталось ещё 25 земных поклонов—и я закончу своё правило». Старец прикрыл дверь, закончил поклоны, а затем просто и от сердца позвал их к себе. Отцы восхитились акривией в аскезе и простотой святого старца.
Однажды старец Харалампий вместе с одним монахом собирали в лесу перегной из-под деревьев, а мимо по тропинке ехал человек на лошади. Лошадь испугалась и сбросила наездника вниз. Тот начал поносить отца Харалампия самыми последними словами. Старец, слушая его ругань, не говорил ни слова и пребывал в мирном расположении духа.
Старец говорил: «Маленькое нерадение приводит к большому нерадению, а затем —к падению. Маленькое понуждение себя приводит к большому понуждению, и впоследствии—к освящению».
«Мы, духовники, пойдём в адскую муку за излишнее снисхождение».
Старец особо любил монахов, которые много молились по чёткам. Один из них во время шестичасового всенощного бдения совершал 120 чёток-трёхсотниц.
Старец был таким чистым и несоблазняютцимся человеком, что говорил: «Если даже меня положить спать среди толпы женщин, я ничего не почувствую». За всю жизнь у старца только один было раз ночное осквернение.
Старец Харалампий совершенно не знал, что такое плотские грехи. Он об этом узнал только как духовник. Когда старец слышал на исповеди о тяжёлых плотских грехах, он с детской простотой и любопытством переспрашивал: «Правда? Неужели люди такое делают?»
Один брат часто ссорился с игуменом Харалампием. Отец Харалампий приходил к его келий утром, стучался в дверь, а тот по упрямству ничего не отвечал. Тогда игумен смиренно упрашивал его: «Отче, открой, пожалуйста, чтобы мы с тобой помирились, и я мог служить Божественную Литургию»—и клал перед ним земной поклон.
Старец говорил: «Кто хочет жить в пустыне, сначала должен стяжать слёзы. Если у монаха нет слёз, то жить одному ему нельзя».
Старец говорил: «Ум на службе должен сосредотачиваться на молитве Иисусовой, а не на чтении и пении». Старец Харалампий физически был очень крепким человеком и по нескольку часов мог молиться, стоя на ногах. На Божественной Литургии он постоянно плакал, и его лицо изменялось, становилось подобным ангельскому, так что его нельзя было узнать. Когда Божественная Литургия заканчивалась, его лицо принимало обычный вид.
Комментарии
Всего комментариев: 12
2016/11/16, 22:00:39
«Будет время, когда скажут: «Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все». Прп.Антоний Великий.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Чтобы научиться любить, надо молиться так: “Господи, благослови всех, кого я осудил (имена), и их святыми молитвами и меня, окаянного, помилуй”. С этой молитвой 12 поясных поклонов. Так учил отец Серафим Романцов»
-------------------------------------------------------------------------------------------
Для того чтобы обрисовать духовнику положение, в котором мы находимся, много времени не нужно. Если совесть работает правильно, то человек описывает свое состояние в двух словах. Однако если внутри у человека сумбур, то он может произносить много слов и при этом не давать духовнику представления о своем состоянии. Некоторые люди присылают мне целые тетради с рассказами о себе и о своих проблемах. По двадцать — тридцать страниц мелким почерком, а в конце еще несколько страниц постскриптума... Хотя все, о чем они пишут, могло бы уместиться на одной странице.
Преп. Паисий святогорец.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадём в рай, то удивимся трём вещам: - мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; - мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; - и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Греческий подвижник старец Порфирий обладал многими дарами от Бога, в том числе даром видения будущего человека. Однажды он устыдил своё духовное чадо за то, что тот искупался в холодной воде и мог умереть от сердечного приступа.
– Батюшка, но ведь вы мне сказали, что я проживу ещё много лет, – возразил тот. – Как же вы теперь говорите, что вчера я мог умереть?
– То, что я тебе сказал, верно, – ответил старец. – Лампада твоей жизни имеет масла на много лет. Но если ты её уронишь, масло разольётся и лампада погаснет. Такова жизнь! Бог нам даёт многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а не подвергать бессмысленным опасностям. Будь осторожен со своей лампадой!
-------------------------------------------------------------------------------------------
«Ведь Бог только того и желает, чтобы давать, святить, спасать, избавлять нас! И притом Он всё это делает Сам, нам же остается лишь просить Его, молиться!»
«И даже от грешника не требуется в молитве ни подвигов особых, ни усиленной собственной борьбы, а лишь просить: оставь, прости, покрой!!! Разве одно лишь ставится условие – “как и мы прощаем”. А в прочих прошениях не ставится уже никаких наших дел. Только молись, только проси! И Он всё устроит…»
Митрополит Вениамин (Федченков)
-------------------------------------------------------------------------------------------
"Умереть не трудно. Надо научиться жить, когда трудно."
Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси
-------------------------------------------------------------------------------------------
Церковь бросают те люди, которые искали там все, что угодно, но только не Самого Христа.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Квартиры, в которых нет живого огня — в печи, в свечах, в лампадах, — страшные квартиры». (философ Алексей Федорович Лосев)
-------------------------------------------------------------------------------------------
Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей».
-------------------------------------------------------------------------------------------
Большинство людей ходят в храм со словом - дай. Дай здоровье Господи, дай финансовое благополучие, дай семью, дай детей. Очень мало, кто приходит в храм со словами - Прости Господи! Прости, что грешил; прости, что не любил; прости, что забыл тебя.
И, к сожалению, большинство этих слов так и не произносят. Они не понимают, что в храм должен приходить кающийся грешник с покаянным лицом, а не мнимый праведник, который делает одолжение Богу, что он в храме находится."
-------------------------------------------------------------------------------------------
«Господи, Ты видишь мою болезнь. Ты знаешь, как я грешен и немощен; помоги мне терпеть и благодарить Твою благость».
Николай П.Т.
2016/11/15, 15:35:32
Комментарий Николая П.Т. прозвучал здесь для меня очень кстати.Благодарю,не знаю случайно или нет он размещен.Инфантилизм отличает людей неверующих,у меня много знакомых,даже пожилых,которые инфантильно верят в добро.Мой жизненный опыт для таких людей был бы интересен,но никто из них не хочет слушать.Я бы рассказала,каким загадочным виделся мне окружающий мир,я ничего не понимала,поэтому слушалась более умных друзей.А все ответы я нашла в Евангелии. Это точно книга Жизни.
Елена
2016/11/13, 19:20:24
ВОПРОС. Как можно определить, поступаешь ли ты по любви к ближнему или по человекоугодию?
ОТВЕТ. Это часто бывает трудно определить, но когда мы потакаем страстям человека, то это, конечно, человекоугодие. Например, когда кто-то обращается к нам с пустыми, греховными разговорами, лучше ответить дружелюбно, но кратко — даже если человеку будет не очень приятно. Но если он спрашивает о чем-то по делу, или просит о помощи, или ищет поддержки в тяжелой ситуации, может быть даже душевной, а ты знаешь, что в этом случае нужно сказать (и имеешь благословение давать советы в подобных случаях), то, ответив, ты проявишь любовь к ближнему.
ВОПРОС. Как далеко отстоит природная доброта от евангельской любви к ближнему?
ОТВЕТ. Наверное, природную доброту можно претворить в евангельскую. А как далеко она отстоит? Иногда «природная доброта» — это просто человекоугодие: жалость к человеку в тех случаях, когда нужно проявить твердость. Бывает, человека необходимо уберечь от какого-то злого поступка, а мы потакаем ему, позволяем удовлетворить свою страсть и видим в этом проявление доброты. Об этом очень хорошо рассуждает святитель Игнатий в проповеди «О любви к ближнему». У него можно прочитать о том, как отличать любовь от человекоугодия.
Евангельская доброта чиста от примеси человекоугодия, она всегда ищет спасения человека. Кроме того, природная доброта имеет некоторые границы: человек чаще всего думает о себе или, скажем, о своей семье, о близких ему людях. Его доброта ограничивается определенным кругом людей и дальше не простирается, она ставит человека перед выбором — сделать добро близкому человеку или постороннему, другу или врагу. А евангельская доброта не имеет границ.
(СХИАРХИМАНДРИТ АВРААМ (РЕЙДМАН) | 5 ИЮНЯ 2010 г.)
_________________________________________________________________
Инфантилизм происходит от латинского слова infantilis – детский.
Как перестать быть инфантильным:
1. Посмотрите на себя со стороны, чтобы представить, как видят вас окружающие. Если вы не хотите, чтобы к вам и дальше относились снисходительно, начните работу над собственными внутренними установками.
2. Выработайте четкую позицию по каждому жизненному аспекту, который вас волнует. Подумайте, чего вы хотите от жизни. Сформируйте свою систему принципов. Разберитесь в себе.
3. Расширяйте кругозор. Перестаньте жить в своем мире, осознайте, что происходит вокруг вас.
4. Избавьтесь от наивности. Посмотрите критически на себя, свой образ жизни и окружающих вас людей. Избавьтесь от иллюзий. Не принимайте на веру чужие слова, проверяйте факты. Включайте критическое мышление. Помните, что не стоит слепо доверять другим. Подумайте, какие собственные мотивы могут быть у ваших знакомых или коллег, а уже потом идите им навстречу. Не дайте себя обмануть.
5. Станьте самостоятельным человеком. Осознайте ответственность за собственную жизнь. Перестаньте на кого-то надеяться (кроме Бога). Возможно, тогда вам придется пересмотреть многие привычки, от чего-то отказаться.
6. Держите свое слово. Если дали кому-то обещание, не обманывайте чужое доверие. Пусть окружающие воспринимают вас как серьезного, надежного человека. Благодаря этой привычке, вы перестанете вести пустые разговоры, станете более вдумчивой личностью. У вас изменится отношение к себе, своим словам и поступкам.
7. Научитесь выражать свою точку зрения. Используйте точную аргументацию. Излагайте проверенные факты в логической последовательности. Во время дискуссии старайтесь не только излагать свою позицию, но и слушать оппонентов. Умение понимать других и осознавать собственные ошибки отличает серьезного человека от инфантильной личности.
8. Контролируйте свои эмоции. Взрослого человека от ребенка отличает сдержанность. В некоторых ситуациях, например, в общественном месте или на работе, совсем не допустимо бурное выражение своих чувств, особенно негативных. Следите за собой. Не позволяйте себе терять самообладание перед окружающими.
Николай П.Т.
2016/11/13, 13:36:32
Старец Харалампий,если услышишь,попроси за нас Господа! Я с самого детства была самой послушной.У нас в стране было безверие,я из рода христианского,но была неверующей и некрещенной как все.Я думала,что все вокруг желают друг другу добра и не понимала зависти.Всех слушалась,и вот,слушая завистливых подруг,потеряла любовь,все же нашелся человек,который спас меня,но я и моя семья окружены клеветой,вообще на краю погибели,я в ужасе или как говорят православные,часто впадаю в отчаяние.К этому привело меня ПОСЛУШАНИЕ в миру.Что делать? Даже на исповеди такое не расскажешь.Вроде все делала по добру,послушанию,но обстоятельства запутались в какой то дьявольский клубок! А виноватой во всем выгляжу я.Если идти на исповедь,то понадобится несколько часов,чтобы все рассказать,а мне сказали,что так нельзя,надо говорить о своих грехах.Но и грехов-то больших не вижу,а только дьявольский клубок обстоятельств.Получается,что я слушалась дьяв=ольскую волю? Прошу,помоги распутать этот клубок злых обстоятельст.Хочу исполнять лишь волю Божью!Молюсь Боже,милостив буди нам,грешным! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Елена
2016/11/10, 10:01:55
Отче Харлампий, моли Бога о нас.
р.б.Людмила
2016/11/09, 11:33:57
Благословенный отец!
р.Б. Ирина
2016/11/08, 12:51:04
Молитвами святых отец наших...
Отче, знаю и верю всё видишь и слышишь. Помолись обо мне рабе Божием Максиме. Упроси Господа нашего на милость ко мне ибо грешен тяжко и нет мне прощения. Страшный грех совершил в юности и приумножил его на протяжении всей жизни, наказание же за мой грех гибель неминуемая, но недавно одумался и покаялся на святых мощах со слезами и по чувствам моим простил мне Господь, только я не исповедался и через некоторое время снова впал в тот же грех с новой силой и беззаконием. Сделал грех перед ликом Господа и в мыслях думал всеравно простится. Только теперь я снова каюсь и прошу простить меня и исповедался. После исповеди дал мне Святой Отец послушание читать сорок дней Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Но прощения мне нет и грех мой велик и наказывается смертью скорой и боюсь не успеть покаяться и послушание свое донести.
Отче исповедуй меня перед Господом, упроси Матерь Божью Святую Деву Марию, чтобы Она молилась за душу мою грешную Сыну Своему и чтобы простил Господь мне все грехи мои. Иначе ждет меня погибель скорая и геенна.
Надеюсь на Господа нашего и уповаю.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.
раб Божий Максим
2016/11/07, 14:59:53
Старец Харалампий Дионисиатский,моли Бога о грешной Елене и сыне ее Данииле.Слава Богу за все!И за то,что Он открывает нам своих святых,их святую жизнь и чистые души.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Аминь!
Елена
2016/11/07, 00:39:26
не просто прийти к вере , а еще же и к молитве прийти надо . спаси и сохрани нас Господи укрепив в вере надежде и любви нашея к тебе Отче .
валериан
2016/11/06, 17:40:31
Старец Харалампий моли Бога о нас.Вот с кого нужно брать пример, хотя это очень трудно.
Настоящий старец, как хотелось-бы хоть немного быть таким как он.У каждого свои таланты.
У одних больше, у других меньше, но стремиться к лучшему надо.
ирина
2016/11/06, 13:33:04
Милое сердце! Отче, если ты услышишь, помяни меня, грешную, в твоих святых молитвах, очень прошу тебя.
Елена Богатинова
2016/11/06, 09:26:50
Благодарю Вас. Принял к исполнению.Господи пусть на то будет воля Твоя!
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой ГорыАфон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)
При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru
(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)