Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
19 декабря
Свт. Николая Чудотворца. Панигер в монастыре Ставроникита. Икона Николы Устричного, Панигер и в монастыре Григориат: Икона Николы Григориатского
Осталcя 1 день

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе В Контакте facebook на странице facebook в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / ГРЕЧЕСКИЕ СТАРЦЫ АФОНА / СТАРЕЦ ХАРАЛАМПИЙ ДИОНИСИАТСКИЙ. ОСНОВА МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ - ЦЕЛОМУДРИЕ
Старец Харалампий Дионисиатский. Основа молитвенной жизни - целомудрие

 

 

 

Старец Харалампий Дионисиатский

 

 

Монастырь Григориат прошли быстро. Совсем не запомнилось, что мы там осматривали. Потом долго и нудно тащились по уны­лым, удручающего бурого цвета скалам с запыленными и чахлы­ми кустиками, не дающими никакой тени. Воды с собой не взяли, и я совсем охрип. В горле саднило от жажды и пыли. Внизу пле­скалось о скалы море, освежая лишь глаза своей чудесной про­хладной синевой.

- Переночуем в Дионисиате, отец? - прохрипел я. - Отдох­нуть надо.

- Да, отец Симон. Потерпите чуть-чуть, немного осталось, - го­ворил иеродиакон, ловко лавируя впереди меня, спускаясь по узкой обрывистой тропинке. - Там у меня друг есть, монах и хороший ико­нописец Дионисий, чадо игумена старца Харалампия, ученика зна­менитого афонского подвижника - исихаста Иосифа Спилиотиса, или Пещерника. Святой жизни был монах. Мы к нему заглянем по­том на могилку, помолимся. Он в Афонском Новом Скиту в последние годы жил... - рассказывал мне отец Агафодор, когда мы подходили к мо­настырю, расположенному на скалистом обрыве над морем.

- А игумен сам какой, строгий? - осторожно спросил я.

- Ну что вы? Он по характеру совсем как ребенок! Чудный ста­рец... Они всем братством вместе с Иосифом Исихастом крепко подвизались! Сначала жили в самом удаленном скиту святого Ва­силия, а потом в пещере возле скита святой Анны...

Это сообщение меня заинтересовало:

- А со старцем можно будет поговорить?

- Попрошу отца Дионисия, он все устроит...

Такое радостное известие придало мне сил. Иеродиакон какими-то тайными ходами привел меня на кухню, где хозяйни­чал наш иконописец, худощавый монах лет тридцати с тонкими чертами лица, несший заодно послушание монастырского повара. Он гостеприимно усадил нас за стол, принес кофе и сладости. По­глядев на наши потные подрясники, поставил большую бутылку воды из холодильника. Когда мы отдохнули от жары и пришли в себя, я попытался деликатно перевести разговор между моим другом и поваром на старца Харалампия.

- Отец Агафодор, пожалуйста, спроси у монаха Дионисия, - по­просил я иеродиакона, который бойко говорил и шутил по-гречески с иконописцем, - когда можно с Герондой встретиться.

Мой спутник обратился с вопросом отцу Дионисию, потом пере­вел его ответ.

- Сейчас уже вечерня начнется, потом повечерие, потом отбой. Завтра после литургии!

- Спасибо, отец Агафодор! - поблагодарил я, оставив друзей на­слаждаться беседой.

Всю ночную службу я присматривался к игумену: невысоко­го роста, с кустистыми бровями, с очень добрым выражением старческого лица, коренастый и крепкий, он ходил вразвалочку, словно у себя дома. На литургии ко мне подошел старый монах и что-то сказал.

- Что он говорит? - наклонился я к моему переводчику.

- Просит, чтобы вы прочли Символ веры!

От волнения мне показалось, что я забыл все слова. Монахи и игумен смотрели на меня в ожидании.

- Отец Агафодор, подсказывай, если вдруг собьюсь! - попросил я умоляющим шепотом. Выйдя из стасидии и сглатывая от волне­ния комок в горле, прочитал до конца весь текст. «Слава Богу, не сбился!» - Вернувшись в стасидию, я вытер вспотевший лоб.

После литургии мы стояли у кельи старца Харалампия, откуда вскоре вышел седобородый монах внушительного вида, только что исповедовавшийся у игумена.

- Это монастырский отшельник, монах Феоктист! Живет в уеди­ненной келье вверх по ущелью, всегда в затворе. Только иногда на исповедь в монастырь приходит...

Объяснения отца Агафодора прервал монах Дионисий, пригла­сивший нас в келью известного духовника и молитвенника, у ко­торого мы сразу взяли благословение. Я смотрел в его доброе де­ревенское лицо и отдыхал, умиляясь душой. Из-под опущенных уголков его век смотрели молодые, как у юноши, светло-карие гла­за. Небольшая бородка, простая матерчатая скуфья, старенький выцветший подрясник, натруженные крестьянские руки - весь его простой облик был необыкновенно симпатичен.

- Отец Симон, Геронда немного знает по-русски. Он жил когда- то под Краснодаром, где и вы! - негромко сказал иеродиакон, на­клонившись к моему уху.

Старец услышал его слова и просиял:

- Краснодар? Как дела? Хорошо? - И засмеялся. Мне сразу стало легко и спокойно.

- Хорошо, очень хорошо, слава Богу! Евхаристо! - ответил я, по­клонившись. - Спроси у игумена, отец Агафодор, можно ему задать несколько вопросов о молитвенной жизни.

- Эндакси, эндакси! - согласился старец.

- Говорите, батюшка, а я буду переводить... - шепотом подска­зал переводчик.

- По благословению нашего духовного отца, Геронда, мы живем в уединении в лесном скиту на Кавказе... - начал я.

- Кавказ - хорошо! - подтвердил отец Харалампий, услышав знакомые слова, вызвав у нас улыбку. - Краснодар - хорошо! Я жил в Краснодар... - Он продолжал внимательно слушать.

- Поэтому мне очень важно знать, как бороться в уединении с помыслами? - закончил я свой вопрос. Мой друг перевел его Геронде. Старец отвечал по-гречески, а отец Агафодор негромко пе­реводил слово за словом.

- Если бы за тобой охотился убийца на твоем Кавказе, что бы ты сделал? Убежал в лес! Так и ты убегай от мысленного врага глубо­ко в сердце... Тот, кто стяжал благодать, крепко стоит в сердечной глубине, облеченный в броню отречения от всего земного. Для мо­наха в миру нет дорог! Спасайся раньше, чем начнешь погибать.

- Уважаемый Геронда, как разобраться, какой помысел от Бога, а какой от врага?

- Без непрестанной молитвы будешь биться в помыслах, как рыба на горячем песке! Поэтому стяжание такой молитвы есть ос­новная цель монашеской жизни. Но вообще не принимать никаких помыслов - это великая тайна, которую мало кто уразумевает.

- А что такое помыслы, отче?

- Помыслы - это бесы, демоническая энергия. Их логикой по­бедить невозможно, поэтому никогда не вступай с ними в собеседо­вание и не поддавайся их внушению, которым они увлекают за со­бой не имеющую рассуждения невежественную душу в самые без­дны ада. Возражая им, ты лишь на время заставишь их умолкнуть, а затем они нападут на тебя с новой силой, пока не увлекут на грех, сначала мысленный, а потом и телесный. От того, кто носит в себе дурные помыслы, ангелы отбегают, как от ведра с помоями.

- А если противоречить им цитатами из Евангелия?

Старец слегка улыбнулся:

- Это не наша мера, а мера великих подвижников. Никогда не вступай в беседы с помыслами, как я сказал! Всякий помысел, при­носящий в душу сомнения, - от лукавого. В Божественной благо­дати нет никаких сомнений - в чем ей сомневаться? Она видит все как есть. Старайся стяжать благодать - и тогда освободишься от рабства помыслов. Царство Небесное силою берется... (Мф. 11: 12).

- А как же стяжать благодать, отец Харалампий?

- Основа основ молитвенной жизни - целомудрие, что значит целый здоровый ум, отринувший всякую связь с земными вожде­лениями. Только такой ум способен к духовной практике и стяжа­нию благодати. Духовная практика - это счастье! Поэтому прак­тикующий всегда счастлив. Если нет духовной практики - откуда возьмется счастье? Без молитвенного делания нет и духовного рас­суждения. «Чистый ум право смотрит на вещи», - говорил препо­добный Максим Исповедник.

- Мой духовный отец в России дал мне наставление приблизить­ся к началам безстрастия, но пока у меня ничего не получается...

- Это делание самое трудное, но возводящее душу к Боже­ственному созерцанию, что есть великое совершенство и истин­ная духовная жизнь. Сразу этому не научишься. Нужны время и помощь благодати. Хорошо, что у тебя есть духовник: следует искать старца заранее, а не тогда, когда душа чувствует, что ей приходит конец. Послушание духовному отцу приносит смирение и духовное рассуждение. Послушание и есть истинная школа спа­сения, в которой овладевают навыками безстрастия, а учитель - Божественная благодать, передающаяся в Православии от старца к верному послушнику.

- А что с нами совершает благодать, отец игумен? - Мне хоте­лось за эту встречу узнать как можно больше, не представляя, ког­да еще появится следующая возможность.

- В таком молитвенном непрестанном делании преображается все человеческое существо, и прежде всего ум. Многие думают, что непрестанная молитва - это когда человек постоянно молится. Но это еще молитва человеческая, по нашим усилиям совершаемая. Духодвижная молитва, когда сердце пробуждается благодатью и само воссылает Богу моления, - вот что такое непрестанная мо­литва! Когда твой ум полюбит радость пребывания со Христом, он уже не захочет отклоняться от памяти Божией даже на краткое время. А к памяти Божией приводит память смертная. Память смертная отсекает все временное как пустое и преходящее. Так сердце становится чистым.

- Что такое чистое сердце, отче?

- Чистое сердце - это есть духовная свобода, которая состоит в том, что сердце целиком пребывает во Христе, не уклоняясь в чуж­дые Православию учения и догмы. Люди запутаны, сбиты с толку помышлениями, не ведая, что сердце каждого человека есть ма­ленькое солнце Божественной вечности, в котором сияет Христос. Чистое сердце, обретенное раз и навсегда, подобно немерцающей яркой лампаде, ясно светящей в ночи.

Чтобы стяжать такое сердце, никогда не становись привержен­цем безсмысленной деятельности, подобно некоторым неразум­ным монахам. Старайся стяжать великую духовную цель - Христа, пребывающего в тебе самом. Тот, кто постиг Христа, постигает и Царство Его, «пришедшее в силе», - чистую невечернюю обитель света. Это есть состояние безстрастия - совершенство духа челове­ческого в полноте святости. Для того, кто обрел подобное постиже­ние, все является Отцом, Сыном и Святым Духом, Раем, наполнен­ным святыми Ангелами. В этом непостоянстве, называемом нами жизнью, есть одна отрада, которая дает вздохнуть с облегчением, - неизменная Христова любовь, побеждающая даже смерть...

- Простите, Геронда, но заботы и попечения не дают даже пере­дохнуть, чтобы ощутить такую любовь...

На мое замечание отец Харалампий негодующе покачал головой:

- Патерас, вы же иеромонахи! Какие молитвы мы читаем на ли­тургии у Святого Престола? - «Всякое ныне житейское отложим попечение». Житейское - значит, мирское. А это нужно понимать так, что нам следует отложить всякое мирское попечение не только во время Литургии, но и во всех делах нашей жизни! А что означа­ют слова священника: «Горе имеим сердца»? Они означают, пате­рас, что наши сердца должны быть обращены и устремлены к Богу на всяком месте и во всякое время. Вот чему учит нас священная литургия! Делайте так - и вовек не оскудеете в благодати...

Пока я сидел, погрузившись в смысл этих слов, высказанных от­цом Харалампием, иеродиакон решил спросить кое-что и для себя.

- Геронда, а есть судьба у человека?

- Накопленные грехи - вот что люди называют судьбой. Это словно закон хлебороба - что посеял, то и пожнешь... - Старец за­смеялся, найдя удачное слово. - Но это не безоговорочный фаталь­ный закон, который не может быть изменен. То, какие мы есть, - это судьба. А то, какими мы можем стать, - это наша духовная практика. В чем она состоит? В том, чтобы сделать неразлучным ум с сердцем во Христе!

- А как это сделать, Геронда? Тело тоже требует о себе заботы...

Старец удивленно поднял седые взлохмаченные брови:

- Кто заботится больше всего о своем теле? Животные, а также те миряне, которые не имеют духовной цели спасения... «Ум, от­ступивший от Бога, становится или скотоподобным, или демоно­подобным», по словам святителя Григория Паламы. Следи умом за сердцем, чтобы в нем не прерывалась молитва ни днем, ни но­чью. Если для тебя это трудно, разбей сутки на часы молитвенной практики, соблюдай монашеский распорядок, как мы здесь гово­рим, программу. Если нет места для духовной жизни, живи умом во Христе. Если нет места для уединения, уединяйся в своем серд­це. Кто соединяет в себе все это, тот и есть отшельник. Но сколько бы мы ни говорили, действительная жизнь духа невыразима сло­вом. Истина всегда познается только духом благодати...

- Почему так происходит, отче, что даже среди монахов трудно спасаться? Столько скорбей в монастыре, еще больше, чем в ми­ру! - Отец Агафодор, похоже, многое хотел выяснить, долго копя эти вопросы в себе.

- Так, так... Так и есть... - кивал головой игумен. - Некоторые лю­ди, услышав о Христе, стоят перед Ним, отталкивая ближних лок­тями, не желая, чтобы другие пришли к спасению, - все это семена ада! - веско сказал старец. - Обучившись в монастыре послушанию, аще желаешь совершенства, подвизайся в уединении по совету с ду­ховным отцом. Тогда Христос начинает сиять в душе, ум изменяется и просветляется благодатью. Такой человек полностью живет духом в ином мире -духоносном и блаженном мире Царства Божия...

- Отче святый, то, о чем Вы нам говорили, трудно понять умом, а тем более сделать! Что мне практически посоветуете? - спросил мой друг.

- Ты молитву Иисусову читаешь? - в упор задал вопрос отец Харалампий.

- Читаю по четкам.

- Тогда удерживай ум в словах молитвы, этого достаточно.

- А можно переменять слова Иисусовой молитвы? - Иеродиакон высказал свои наболевшие вопросы, спеша не утрудить старца за­тянувшейся беседой.

- Молитву не изменяй, а влагай в нее требуемый смысл в зави­симости от обстоятельств: или покаянный, или благодарственный. И никогда не будь пленником своей головы! Понятно?

- Понятно, Геронда. Благословите! - Отец Агафодор благого­вейно поцеловал руку старца. Я также с уважением приложился к натруженной руке старого монаха, и мы тихонько вышли из его кельи, неся в душах свет духовного рассуждения этого святого про­стеца и выдающегося подвижника.

 

Симеон Афонский

 
Комментарии
Всего комментариев: 4
2017/04/24, 07:00:12
Святой мучениче Харалампие, моли Бога за Алексия, Нику, Виталия, отрока Димитрия. Пошли нам понимания в семье, мира, достатка, согласия, любви. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Ника
2017/04/09, 10:09:39
Спаси, Господи!
Ольга
2017/03/02, 18:17:17
Спаси Господи!
Феодосия
2017/03/01, 19:07:30
К моему порогу пущу я только Бога А если ты захочешь Ну если только попросишь Восемь слов не пожалеешь приоткрою дверь Но еще не ясно пущу ли я теперь Если сердцу станет жарко друг ты мне не враг Вместе мы с тобою встанем у Господних врат Огромнейшее спасибо за статью Очень кстати Низкий поклон
алла
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево