Келья Старый Руссик
Подъем начинает утомлять: лезем и лезем 2 часа вверх без передышки. Спустя добрый час ходу мы пришли, наконец, в Старый Руссик.
Он мне живо напомнил подворья наших монастырей и монастырские хутора в Крыму. Как мало похоже на то, как я представлял себе Афон! В неглубокой лощинке разбился фруктовый сад, огороженный деревянным забором. В глубине, посредине заглохшего двора — большой белый храм с высокой колокольней, недавно лишь оконченный постройкой. За ним — двухэтажное серое здание братского корпуса, производящее немного запущенное и даже как будто неприветливое впечатление.
Как-то одиноко, заброшенно... Здания — все сравнительно новые. От древних стен бывшей здесь с незапамятных времен русской обители осталась одна только угловая башня, так называемый пирг святого Саввы. Эта башня облицована в нелепый громадный деревянный футляр, выкрашенный в красную краску.
Только теперь солнце выглянуло из-за горы своим лучеструящим диском, и на дворе легли длинные косые тени.
Вышедший к нам навстречу из братского корпуса монах радушно нас приветствует и сейчас же ведет показывать параклис (домовую церковь) в башне святого Саввы, то самое место, где он принял монашеское пострижение.
По темным коридорам, пахнущим слегка пересохшим деревом, поднимаемся мы во второй этаж и входим в башню, где устроена небольшая полутемная церковка. Эта башня на три четверти примыкает к монастырскому корпусу, и ее всю занимает алтарь. Тут нам показали около правого окна небольшой медальон с изображением молодого инока — Саввы.
- Вот здесь и постригся святитель,— сказал показывавший нам параклис монах.— А в это окно выбросил свои княжеские одежды ожидавшим его внизу посланным от отца и показался им в окне.
Наши спутники сербы умиляются. Действительно, это для них историческое место
- Когда-то он будет наполнен весь? - думал я, такой простор, вмещающий, пожалуй, не одну тысячу молящихся. И боялся я почувствовать невольно ответ: «никогда»...
Далее... Гарднер. Старый Русик |