Богоматерь Владимирская начала XV
Греческие, сербские, русские иконы афонского происхождения
Мы начинаем цикл научных статей по истории иконописи, в них мы рассмотрим русско-афонские художественные связи. Для начала зададим себе вопрос, какие известные иконы афонского происхождения можно обнаружить в собраниях Москвы? - Портал Святая Гора Афон
Русско-афонские контакты устанавливаются вскоре после принятия Киевом христианства и приобретают систематизированный характер со времени обустройства Киево-Печерского монастыря, к середине — второй половине XI столетия. Собственно художественная составляющая этих контактов длительный период оставалась незначительной. Гораздо большее значение для того же монастыря древнейшего периода имело общение с Константинополем, если основываться на чуде «Царицы во Влахерне», обстоятельства которого подробно изложены в местном Патерике; ему, как известно, было обязано строительство и украшение Великой Успенской церкви.
Не менее существенными для русских феодальных центров домонгольского времени были связи с Солунью, особенно — для Владимира в конце XII и начале XIII века
Несмотря на присутствие на Афоне иноков русского происхождения — причем в разных монастырях и уже с начала XI столетия, — сведения о появлении на Руси художественных, в том числе иконописных, произведений афонского происхождения отсутствуют. Несомненно, что присылаемые с Афона мощи или святыни в своем большинстве имели декоративное оформление.
Но резонанс подобных изделий, рядом с роскошными реликвариями из Константинополя и Солуни, проследить не удается: Афон являлся прежде всего центром религиозной, собственно — молитвенной жизни, центром книгописания и переводческой деятельности. Таким он воспринимался и на Руси. В этом аспекте его воздействие на русскую духовную жизнь прослеживается все с того же XI века.
После значительного перерыва, обусловленного татаро-монгольским нашествием, к концу XIV и началу XV столетия, связи с Афоном приобретают более многообразный и устойчивый
характер. Большинство видных церковных деятелей этой и последующей эпохи (в пределах XV в.) были тесно связаны с его монастырями. Некоторые, подобно митрополиту Киприану
(1406), неоднократно посещали Афон.
В названный период огромное значение имели контакты в области книгописания, заметным образом повлиявшие на стилистику и характер декоративного оформления русских рукописей. В этом случае не всегда удается различить воздействие константинопольских монастырских или собственно афонских традиций, но приписки в сохранившихся рукописях указанного времени позволяют говорить о безусловном афонском «вкладе» в развитие древнерусских художественных традиций.
Несколько неожиданным, но, видимо, вполне закономерным по причине расширения контактов, выглядит сообщение московских летописей о создании в 1404 году выходцем с Афона чернецом Лазарем Сербином часов на великокняжеском дворе Кремля:
«...за Благовещеньем часы чюдны велми и с луною, ...цена же их ста боле полутораста рублев...»
И сама невероятная по тем временам цена, и упоминание о чудном облике, и о «луне» предполагают достаточно изощренное оформление «самозвонных» часов. Часы были ведомы или видны всем жителям столицы...
В Москву при митрополите Фотии прибывает заметное число греческих иконописцев, происхождение которых по большей части однако не удается установить в точности. Сотрудничество с Константинополем прерывается после его падения в 1453 году. И центром реального общения с греческим и южнославянским миром в области иконописания на долгие годы остается именно Афон.
С этого же времени, при митрополите Киприаие и в бытность митрополита-грека Фотия (1408/1410-1431), на Афоне наряду с русскими писцами и переводчиками появляются художники. Об этом, по крайней мере предположительно, можно судить по облику широко известной еще в дореволюционный период и связываемой некогда с именем Андрея Рублева небольшой иконы «Богоматерь Владимирская» начала XV века из собрания В.А. Прохорова, поступившего в ГРМ'.
Богоматерь Владимирская начала XV - вверху статьи.
Почему мы думаем, что эта известная икона с Афона?
Можно утверждать, что икона была выполнена вне русских пределов или вывезена позднее в страны греческого-балканского региона в древности. Но против последнего предположения свидетельствует оттенок подчеркнутой «умиленности», не характерный в своей чрезмерности для древнерусской живописи, а также та особо тщательная, едва ли не ювелирная манера исполнения, которая в большей степени свойственна произведениям византийской иконописи.
Закономерен вывод о создании произведения московским художником, современником Рублева, длительное время находившимся в орбите влияния византийской художественной традиции. Местом подобного сотрудничества могли быть либо Константинополь либо, что вероятнее, Афон.
Спас в силах
Более определенны предположения об афонском происхождении другой миниатюрной иконы — «Спас в силах», некогда входившей в собрание П.И. Севастьянова (кат. V. 16). Первоначально образ, видимо, представлял собой средник деисусного ряда и длительное время связывался с творчеством Андрея Рублева.
Однако состояние сохранности памятника и обилие поздних доделок делают указанное авторство по меньшей мере проблематичным, хотя вероятность создания иконы в пределах XV века и даже первой трети указанного столетия отнюдь не исключается. Можно полагать, что она была написана русским художником на Афоне, либо появилась там также в древности.
|
Всего комментариев: 2 |
2012/07/17, 02:57:13
Господи помилуй! Спаси и сохрани нас, Милосердный!
Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!
раба Божия Ирина |
| |
2012/07/16, 02:37:00
.....Христос, восседающий на престоле, изображается на фоне красного квадрата, на который наложен синий круг ( овал, мандрола) и затем красный ромб.
На сочетании красного и синего, двух основных цветов. строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал- МИЛОСТИ И ИСТИНЫ, огня Духа и воды Живой, божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения.
Четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура ( четыре стороны света, четыре стихии и проч.) И здесь красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется евангелие Царства и в четырех углах квадрата изображаются символы евангелистов: Ангел- евангелист Матфей
телец- Лука
лев- Марк
орел Иоанн
Синий круг. Обозначает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов, как их именует Дионисий Ареопогит. нередко этот небесный свод изображается как бы затканный ангельскими головками. Все. что изображено вокруг Христа- изображение небесной иерархии- подножие престола с колесами и даже сам престол тоже не что иное как изображение различных небесных сил: престолы.силы и т .д.
Фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба, в отличие от нижнего красного квадрата, этот верхний красный ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества.
"Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий Втор.4,24)
неопалимую купину (Исх.3.2.)
Обычно спаситель облачен в одежды двух цветов- красный хитон и синий гиматий- единение двух природ божественной и человеческой, иногда- в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние его Славы.
Правой рукой господь благословляет, левой придерживает Книгу.
Книга.Образ книги раскрывается здесь и как Книги жизни, в которой вписаны имена спасенных и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанной семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца, это и Книга Нового завета, которую в мир принес Христос спаситель, и то Его сокровенное учение, которое "горько во чреве и сладко в устах". И символ Самого Господа Иисуса Христа, который естьСлово Божие, пришедшее в мир.
"Спас в Силах"_ своего рода точка отсчета в храме, становится центром не только иконостаса. Как от камня, брошенного в воду расходятся круги, так и образы святых, предстоящих Христу образуют деисусный чин, являясь образом Церкви небесной так и мы, стоящие во Храме, все вместе. обращенные ко Христу "единомыслие исповем", образуем Церковь земную.
Ихображение Спаса в Силах призвано ПРОБУЖДАТЬ СОВЕСТЬ ЧЕЛОВЕКА, голос которой и приводит человека к покаянию, к метанойе- перемене сознания и преображению всей жизни.
ин.В. |
|
Добавить комментарий:
|