Одна из миниатюр рукописей Великой Лавры
Искусство каллиграфии на Афоне
Прежде чем каллиграфия состоялась как искусство, она прошла долгий путь, измеряемый тысячелетиями развития. Сначала были первобытные изображения знакового характера, затем формирование первичных знаков письма и, наконец, собственно письмо, - набор условных знаков и некоторые правила их использования.
По существу, создавался аппарат графических средств, позволяющий кодировать и декодировать в визуальной форме устную речь. На этой стадии формы знаков письма, в общем, уже не имели очевидной связи со своими вещами из окружающего мира. В данном случае речь идёт о времени формирования древнегреческого и этрусского алфавитов, ассимилировавших в дополнение к своим некоторые знаки финикийского письма. На этой основе в дальнейшем сформировалось собственно греческое, а от него — и латинское и, соответственно, общеевропейское алфавитное письмо (XI—X вв. до н. э.). Затем развивалась именно образность букв.
Когда смотришь на прекрасные формы каллиграфии, испытываешь знакомое и ясное чувство от соприкосновения с понятным, близким и легко воспринимаемым искусством. Основой этих ощущений является графическая гармония, подобная по своей сути музыкальной мелодии, которая естественно и просто находит в нас эмоциональные отзвуки. Даже машинный шрифт может нести отблески этой гармонии. Иногда говорят: "Зачем вы создали для книги новый шрифт, что вам шрифтов мало?". Да, хороших шрифтов мало. Красивый шрифт - большая редкость.
Сверху страницы впервые представлена нашим порталом одна из миниатюр рукописей Великой Лавры. Она показывает насколько искусство каллиграфии было утонченным на Афоне в древние времена. Многие монахи занимались переписыванием рукописей. Это считалось важным духовным деланием. Например, большую часть жизни посвятил этому искусству прп. Никодим Святогорец.
Интересно, что при переходе с чернильных ручек на шариковые в России резко упала успеваемость в школах. Все отметили это явление. Долгое время не могли понять, с чем оно связано.
Ситуация прояснилась в последнее время с переходом с шариковых ручек на планшеты и клавиатуру. Произошло примерно то же, но в большем масштабе. Это явление уже невозможно скрыть, его иногда называют отупением молодежи.
Оказывается, при письме чернилами и каллиграфии задействовано в несколько раз большее число мозговых центров, чем при печатании текста. Мозг развивается гораздо более интенсивно и полно. Впрочем, это явление еще ждет своего исследователя.
Теперь, в век новых технологий, бывшие ранее трудными регулярность и чёткость формы легко достигаются шрифтами, так что порой письмо даже кажется скучным, каллиграфия вызывает недоумение: "Что монахам больше нечего делать?". Мы и напечатали статью для того, чтобы было понятно почему и современные монахи на Святой Горе Афон изучают каллиграфию.
Ценители различают качество самих линий. Так, например, машинная линия мертва, но линия, проведённая рукой мастера, — живая. Это качество передаётся ей пульсом жизни, мыслей и эмоций мастера и находит своё отражение в мельчайших модуляциях толщины линии, в неуловимом дрожании её контура, в певуче беспрерывном, пластически мягком движении.
В наше время премудрости этого искусства возможно перенять в основном через японских и китайских мастеров. Кроме этого помогают энтузиасты из России, изучающие рукописи. В Православной Традиции делание и искусство каллиграфии оказалось совершенно утраченным.
И напротив, в исламе арабская каллиграфия до сих пор чрезвычайно ценится и считается мощным средством религиозной проповеди. Что касается Европы и США, то здесь заказчиками, как правило, выступают мусульмане, стремящиеся популяризировать ислам через арабскую каллиграфию, скажем, в сувенирной продукции либо росписях на одежде. |