Движение коливадов на Святой Горе
Монахами Святой Горы переведена с древнего языка кафаревуса и готовится к изданию книга «Старец Иерофей». В ней рассказывается о духовнике прп. Никодима Святогорца старце Иерофее Дидаскале и дается исторический обзор движения коливадов второй волны, это движение за духовное обновление монашества, возрождение исихазма и духовного делания.
Движение коливадов на Святой Горе является темным пятном в исторической науке. Многим хотелось бы, чтобы об этом явлении люди вообще не знали. Так было во времена написания жития старца Иерофея, таким положение дел осталось и сейчас. В конце переведенной нами рукописи ученик старца замечает:
«…Он был испытан многими, по Богу, искушениями и претерпел множество клевет. И от кого? – От тех, которые завидуют (неким странным образом) спасению и пользе других и потому не желают, чтобы открылась Истина и воссиял Свет. А почему так? – Нет никакой другой причины, кроме той, что они хотят, чтобы и прочие, подобно им самим, пошли с ними во тьму незнания и лжемудрия. Они желают, чтобы и другие не увидели узкий прямой путь, на котором светит свет Заповедей Христовых, по которому можно пройти безгрешно, хотя и не без трудностей…»
Отношение к явлению коливадов не изменилось и сейчас. Как это не парадоксально, но в Церкви у этого движения оказывается множество ожесточенных врагов, которые хотели бы стереть это явление из истории, уничтожить даже его следы. «Кому и зачем это нужно?!» – спросите вы. Вражду к коливадам можно объяснить весьма просто: те, кто не хотят сойти с широкой дороги удовольствий идти «узким путем», завидуют подвижникам и стараются других уподобить себе, чтобы заглушить голос совести. Коливадам завидуют, как пишет ученик Иерофея: «неким странным образом», демонической завистью, растворенной страхом. Эта неприязнь часто неосознанна, рационально такие чувства объяснить невозможно.
В истории не сохранилось почти никаких документальных свидетельств о коливадах. Разве что живое предание старцев, которое благоговейно хранится на Святой Горе Афон и передается от старца к послушникам. Дело в том, что на Афоне колливады сыграли скитообразующую роль, фактически основали скит Василия Великого. Более того, вся область от Катунакии до Великой Лавры, а именно леса выше Керасьи, до сих пор хранят свои тайны – многие развалины. Именно там обосновались коливады, когда начались споры и гонения.
Мы откроем лишь небольшую часть этого предания, чтобы вы составили себе примерное представление, насколько необычным явлением является движение колливадов и сколь ожесточенной была вражда против них.
Одно из преданий, хранящееся на Карулях и Катунакии рассказывает о коливадах второй волны, как раз это были времена изгнания Иерофея.
Одно из братств жило в районе между Керасьей и Скитом Кавсокаливия. Если от Агиа Нила напрямую пойти в сторону Киро Неро, то там можно найти место, где до сих пор сохранились остатки кельи этих подвижников.
Напомним, что тогда было время туркократии, то есть турецкой оккупации Афона. В те вермена на Святой Горе действовали турецкие отряды, которые собирали дань с монахов, или, попросту сказать, грабили и, где могли, убивали. Один из отрядов пришел собирать дань с отшельников скита Святой Анны. К командиру отряда – турку пришли несколько монахов, агиоаннанитов, и открыли ему «тайну», что недалеко от Керасьи живут, якобы, богатые монахи, с которых можно собрать большую дань, К тому же эти монахи чародеи и фармассоны, то есть связаны с каббалистическими орденами во Франции.
Естественно, турки не теряя времени отправились взимать дань, а когда ничего не нашли зверски убили всех членов братства – после пыток их утопили сбросив с утеса в море. Так зложелатели руками турок расправились с одним из исихастских братств.
Прочитав житие старца Иерофея, вы увидите, что это совсем не преувеличение, и явление коливадов – явление далеко не однозначное. Для того, чтобы не выносить подробности на свет есть причины и духовные – и исторические. Надеемся, что эта книга принесет пользу всем интересующимся монашеством, духовным деланием, исихазмом и старчеством.
Читать первую часть книги об Иерофее Дидаскале |