Новая жизнь кельи Честного Креста на Капсале, старец Тихон Русский, Паисий Святогорец
10 сентября преставился иеросхимонах Тихон (Голенков) или старец Тихон Русский, и через три года в этот же день, 10 сентября 1971 года, он явился своему ученику Паисию Святогорцу, напомнив о том, что это день его преставления. Поэтому мы посетили Келью Креста и сделали новые фотографии.
Келья Честного Креста на Капсале была незаслуженно забыта современниками. В ней подвизался старец Тихон Русский, духовник Паисия Святогорца. Затем, упокоив свого старца, и сам Паисий жил здесь.
Так Паисий Святогорец рассказывает об этой келье:
После Карули старец Тихон Русский перешел на мыс Капсалы (выше Калиагры), в келлию, принадлежавшую монастырю Ставроникита, и принял на себя заботу об одном старце. Когда этот старец умер, он, взяв у него заранее благословение, остался жить в его каливе. С тех пор он не только не ослабил своих духовных подвигов, но еще больше их усилил, за что и получил обилие благодати Божией, подвизаясь с ревностью и великим смирением.
Божественная благодать явила его людям, и многочисленные страждущие начали стекаться к нему за советом и утешением. Некоторые просили его принять священный сан, чтобы он мог еще больше помогать людям, через Таинство исповёди подавая им оставление грехов. Он и сам постепенно убедился, что действительно существует такая необходимость помогать людям, и согласился принять рукоположение.
Однако в его келлии не было храма, хотя он теперь был необходим. Не было у него также денег, но было великое упование на Господа. Итак, он помолился и пошел в Карею, веря, что Бог пошлет ему деньги, необходимые для строительства храма. Не успел еще отец Тихон дойти до Карей, как издали его заметил дикей русского скита пророка Илии (скит, бывший до недавнего времени русским; относится теперь к монастырю Пантократора - перев.) и подозвал к себе.
Когда он подошел ближе, тот говорит ему: "Один добрый христианин из Америки прислал мне немного долларов, чтобы я отдал их на строительство храма тому, у кого его нет. У тебя нет храма, поэтому возьми эти деньги себе".
Старец заплакал от волнения и благодарности Богу, поблагодарил также дикея и сказал: "Господь да помилует его", то есть человека Божия, который послал ему это благословение. Благий Господь, как Сердцеведец, позаботился о Своем храме еще прежде, чем старец попросил Его об этом, чтобы тогда, когда он будет просить деньги, они уже были готовы. Бог услышал его, потому что и старец с детства слушался Его и соблюдал заповеди Божий, получая за это небесные благословения.
Затем старец Тихон Русский нашел двух монахов-строителей, чтобы они, трудясь, в то же время творили молитву (обычно строительные работы на Святой Горе выполняются мирскими рабочими, но для строительства своего храма отец Тихон решил их не нанимать - перев.). Когда храм был закончен, он освятил его в честь Честного Креста, так как особо почитал его, а также с той целью, чтобы естественным образом избегать храмовых празднеств, потому что в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня положен пост, и день этот печальный.
Старец не любил престольных праздников, потому что они нарушают безмолвие и отвлекают. Но при этом по своему безмолвническому крестовоскресному уставу духовно он имел праздник каждый день, строго подвизаясь и почти совсем не имея человеческого утешения в ущелье Калиагры, откуда созерцал небо и где переживал райские радости вместе с Ангелами и святыми. Когда кто-либо спрашивал его: "Ты здесь в пустыне живешь один?" - старец отвечал: "Нет, я живу вместе с Ангелами и Архангелами, со всеми святыми, с Божией Матерью и Христом".
Если сказать кратко, то именно в келье Креста Паисию Святогорцу предстояло пройти основной путь по очищении души и стяжанию Благодати. Здесь старец провел 11 самых важных лет своих подвигов. Именно здесь ему явились: сам старец Тихон, св. Евфимия, свт. Арсений Каппадокийский, прп. Исаак Сирин, и конечно, Пресвятая Богородица.
Иером. Исаак, летописец Паисия Святогорца, скупо упоминает, что после 11 лет старец был вынужден оставить пустыню, т.е. келью Креста: «…на это был веская духовная причина…». Далее в житии уход связывается с неким старцем Миной на Капсале, однако это просто кривой русский перевод. На самом деле в греческом тексте это уже совершенно другая мысль. Если точно перевести, то об уходе сказано так: «...по одно причине духовного характера…». А старец Мина к этому не имел никакого отношения.
Возможно, о. Исаак не хотел раскрывать эту причину, а скорее всего ее не знал. Ну так, мы восполним пробел, потому что это напрямую связано с нашей темой - сегодняшним запустением кельи.
Итак, с 1977 года на Святой Горе разгорелся спор о том, нужно ли строить дороги и разрешать автомобили. Спор – это мягко сказано, началась война. Известно, что даже когда автомобили все же разрешили, то еще много лет отшельники Капсалы выходили на дорогу и бросали камни в стекла, чтобы вразумить приспособленцев.
Келия Честного Креста приведена в порядок, убраны поздние пристройки. Остался только храм с комнаткой Тихона Русского и туалет.
В то время Паисий Святогорец оказался одним из самых авторитетных отшельников, которые выступили против строительства дорог. Старец определенно открыл всем, что нет Воли Божией на это нововведение. Ведь Паисий пользовался огромным авторитетом. А келья Креста в то время стала своеобразным штабом борьбы, где собирались представители всех монастырей и где было написано Обращении в Священный Кинот с требованием о запрете дорог.
Отделение с комнаткой Тихона Русского
Келья Честного Креста относилась к монастырю Ставроникита. Игумену Василию (Гондикакису) не нравилась позиция старца Паисия. Возникло противостояние. Напомним, что старец Паисий до последнего своего дня обличал монахов-строителей.
Несмотря на то, что старец не касался личностей, а говорил в общем, противостояние игумену Ставроникиты Василию (Гондикакису) со временем усиливалось. И что важно, непонимание имело место именно по тем вопросам, которые для старца Паисия были принципиальными. А именно, мы имеем в виду вопросы устроения моашеской жизни, на что ставить акцент: на работу или молитву.
Так, в Ставрониките все больший акцент делался на труд, стали появляться трактора, якобы, чтобы монахи работали меньше. Но на самом деле, увеличились огороды и сады и монахам пришлось работать больше и больше. Отцы терпели ущерб в молитве. Многим хотелось больше времени уделить молитве и выйти из монастыря.
Узнаете? Да, это именно то самое противостояние отшельнической и монастырской традиции, которое всю историю Афона вызывало постоянные споры и даже распри. Наконец, противостояние во мнениях старца Паисия Святогорца и игумена Василия коснулось и основ подвижничества.
Старец говорил, что для полноценного занятия молитвой нужно уходить жить на кельи и принимать отшельнический устав - более строгий. А игумен боролся за укрепление административной жизни монастыря, единства братства и, наоборот, не давал благословения преуспевающим братьям уходить в отшельничество. Кстати, побыв после Ставроникиты много лет игуменом Иверона архим. Василий не изменил своих взглядов, несмотря на то, что сам стал отшельником.
Необычна конструкция крыши в храме кельи
Именно за то, что старец Паисий благословлял преуспевающим братьям менять образ жизни на отшельнический, и они уходили из монастыря, игумен поставил Святогорца в такое положение, что старцу оказалось лучше покинуть келью. Так, в июне 1979 года он ушел в Кутлумуш, монастырь более демократичный, к более терпимому игумену Христодулу, который, кстати, тоже не изменил своих взглядов, он до сих пор продолжает поддерживать отшельников. С Паисием из монастыря ушла на кельи часть братии монастыря, что вызывало еще большее негодование игумена.
Стасидия старца Паисия
Опала коснулась не только Паисия Святогорца, но и самой кельи Честного Креста, на которой продолжали собираться любители уединения. А могила старца Тихона стала их святыней.
И вот, с тех пор даже до настоящего времени эта келья была заброшена. В то время как владеющий монастырь Ставроникита крайне ревниво относился к любым попыткам навести там порядок или даже просто облагородить могилу старца Тихона Русского. Вот так Келья оказалась камнем преткновения, а люди дошли в своей вражде до борьбы с камнями.
Весной этого года был очищен родник старца Паисия внизу кельи, который как бы напоил жизнью и камни с деревом. Но не зря написано в Писании: "Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли,но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное." (Иов, 14.7)
Мы очень рады тому, что этим летом наконец-то келия Честного Креста приведена в порядок, убраны поздние пристройки. Остался только храм с комнаткой Тихона Русского и туалет, как и было 30 лет назад. Территория кельи убрана. И даже удалось снова посадить на очищенной могилке старца Тихона рододендроны, те самые, которые сажал Паисий Святогорец, чтобы могилка старца не попиралась. Эти растения со временем были заглушены травой и засохли.
Родник старца Паисия
Наконец, очищен источник старца Паисия, которые дает необыкновенно вкусную воду. Вот бы по молитвам старцев и в наших душах забил родник Живой Воды. Мы бы были им очень благодарны...
Удалось снова посадить на очищенной могилке старца Тихона рододендроны.
|