Кликните по фото и увеличьте
Фото сделано в 1880-е годы. Совет старцев монастыря вмч Пантелеимона.
В центре сидит игумен Андрей.
(Фото из архива. Публикуется впервые)
Братские дневники о трагической судьбе игумена Андрея
После преставления игумена Макария 19 июня 1889, начались выборы нового игумена. Все было как обычно бывает в борьбе за власть: столкновение разных партий, волнение и недоумение. Но закончилось все не как обычно: нового игумена указал сам Господь!
В братских дневниках повествуется о трагической судьбе игумена монастыря вмч Пантелеимона Андрея. Это тот самый о. Андрей, который был избран на игуменство после о. Макария по указанию Божию, в то время как все борющиеся за власть «партии» были посрамлены, в том числе главный «претендент на трон» - о. Рафаил:
Об этом пишет проф. Дмитриевский:
Провидению, как увидим после, угодно было жребием указать преемника покойному игумену в лице нынешнего игумена о. Андрея, никогда не мечтавшего об этой высокой чести, и разрушить тайные надежды желавших ее...
Оставалось примириться таким образом с совершившимся фактом, как это и сделали другие люди, не менее сильные характером и умом и не мало потрудившиеся на пользу своей обители, но о. Рафаил почему-то посмотрел на дело Божие иначе.
С вступлением на игуменский трон о. Андрея, когда устанавливался нынешний порядок жизни в русской Пантелеимоновской обители на Афоне, когда, следовательно, требовалась особая дружеская совместная работа всех представительных старцев ее, о. Рафаил неожиданно не только сделался лицом совершенно индифферентным, но тайно встал в оппозицию к этому порядку.
Едва ли можно было от этого ожидать благих последствий для обители и трудно было бы предсказать, чем все это кончилось, если бы счастливый случай не вызвал о. Рафаила из Пантелеимоновской обители и не поставил его во главе знаменитейшей русской Саровской обители. Русская Пантелеимоновская обитель проводила о. Рафаила со скорбью, потому что она потеряла в нем талантливую силу, но с сердечным пожеланием ему трудиться успешно на пользу дорогого отечества и святочтимой русским народом обители и обрести снова «мир ду шевный», которого он лишился в последние дни своего пребыва ния на Афоне…
Это тот самый Андрей, о котором пишет проф. Дмитриевский:
..Некоторое время труды о. Арсения в Москве разделял с ним нынешний игумен — архимандрит русского монастыря вмч Пантелеимона о. Андрей, который, однако, оставался на этом послушании сравнительно недолго. Любя уединение, по природной склонности к аскетизму, о. Андрей тяготился суетливою столич ною жизнью и удалился на Афоне в монастырь, где он делил все свое время между точным выполнением всех монастырских, поло женных по уставу, служб и келейными духовными упражнениями аскетического характера...
Благодаря симпатичному голосу, ясной и выразительной дикции, о. Андрей пользовался среди братии обители славою лучшего «канонарха», в каковой роли имели удо вольствие его видеть и слышать все те из посетителей Афона, ко торые приезжали туда к «нарочитым» или великим праздникам.
Как «строитель Таин Божиих» — это выдающийся пример благоговения, истого ревнителя церковного благолепия и строгого выполнителя православного богослужения «разумно и благообразно», посложившимся на Афоне преданиям старцев. За свою высокоаске тическую жизнь о. Андрей долгое время состоял на «хуторе» Крумица духовником довольно многочисленной братии, живущей тампостоянно для работ…
(Публикуется впервые)
На этом хотелось бы закончить историю, но в братских дневниках мы можем обнаружить ее продолжение. К сожалению, это продолжение - трагическое…
В братских дневниках повествуется о том, что после смерти тело игумена Андрея не разлагалось долгое время. Тело достали через год, но оно не разложилось, потом еще через год - то же самое. Тело не разлагалось, что по афонской традиции означало какие-то грехи игумена, которые не прощает Господь. Братия усиленно молилась за него…
Библиотекарь монастыря о. Владимир пишет в своем дневнике:
"Сегодня уже второй раз достали тело игумена Андрея. Оно не разлагается! И я знаю – почему. Как раз несколько дней назад приходили в монастырь за сухарями два келлиота, которые обижены на игумена Андрея за его грубое отношние. Это они не отпускают его душу…"
Два русских келиота (Фото из архива. Публикуется впервые)
В третий раз, еще через год, когда достали тело игумена Андрея, оно истлело и кости можно было положить в Костницу. Господь простил его грех!
В настоящее время в Костнице монастыря можно обнаружить его череп, на котором написано: «Андрей, игумен...»...
Видимо, не зря на Афоне существует пословица: …в епископе и игумене умирает монах…
См также: дневники монахов
|