Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
27 ноября
День памяти святителя Григория Паламы (14 ноября старый стиль)
Осталось 4 дня

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Наш сайт в - Присоединяйтесь к нам в группе В Контакте на facebook на странице facebook.isihazm.ru в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ АФОНА / Г. Т. МАДЖАРАШВИЛИ. О КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ АФОНСКИХ БЕНЕДИКТИНЦЕВ
Г. Т. Маджарашвили. О конфессиональной принадлежности афонских бенедиктинцев

Г. Т. Маджарашвили. О конфессиональной принадлежности афонских бенедиктинцев

 

 

Значительную роль в поселении на Афоне римских бенедиктинцев сыграли великие грузинские церковные деятели. Георгий Афонский в Житии преподобных Иоанна и Евфимия рассказывает о том, как грузины приютили в своем монастыре великого римского старца Леона с его учениками, а потом помогли им построить свою собственную обитель. Так на Афонской горе появился монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Он известен под именем Амальфи, или как монастырь Амальфитион (Амальфион). Позже он упоминается также как старый монастырь Мольфини. Амальфитионом монастырь афонских бенедиктинцев стал называться потому, что его основатели и подвижники происходили из итальянского города Амальфи.
В грузинской историографии существует разногласие по поводу конфессиональной принадлежности афонских бенедиктинцев. Одни считают их православными, другие — католиками. Например, К. Кекелидзе считал, что Грузия в X–XI вв. не разделяла взгляды Греции о Римской Церкви. По мнению академика Е. Метревели, грузины проявляли симпатии к латинским инокам и к католической вере.
Взгляды К. Кекелидзе и Е. Метревели основаны на тех сведениях о западных христианах, которые находятся в агиографических произведениях Георгия Афонского и Георгия Мцирэ (Младшего). В первую очередь они имеют в виду рассказ о дружбе грузинских и бенедиктинских старцев, который содержится в Житии преподобных Иоанна и Евфимия. Другое мнение об афонских бенедиктинцах имел известный грузинский церковный деятель М. Сабинин. Он разделял взгляд, существовавший в русской византинистике, о том, что они являлись православными римлянами: «Явно, что на Святой горе в тринадцатом веке [тоже] существовали латинские монастыри, следовавшие правилам св. Бенедикта, исповедовавшие православие».
Но кем же были в реальности афонские бенедиктинцы – православными или католиками? Разрешение данного вопроса прояснило бы направление деятельности афонского Иверского монастыря, одного из самых главных очагов грузинской духовности и культуры.
Основание бенедиктинского монастыря на Афоне относят к 985–990 гг. По сведению Георгия Афонского, бенедиктинские иноки пришли на Афон «в то время, когда отец Иоанн еще был живым», т. е. до 1005 г.

Монастырь Амальфитион существовал до конца XIII в. Несмотря на трехвековую историю о нем мало что известно. Прямых сведений о том, признавали или нет афонские бенедиктинцы латинский догмат о происхождении Святого Духа, также нет. Однако есть отдельные факты, позволяющие прийти к определенным выводам.
Известно, что в 1014 г. нарушилось евхаристическое единство между Римом и православным Востоком по причине того, что папа Римский официально добавил в Символ Веры Филиокве — латинскую пневматологическую формулу об исхождении Святого Духа. Тем не менее, несмотря на схизму, которая началась в 1014 г., бенедиктинский монастырь Амальфитион не прекратил существования. Если бы они будучи приверженцами католицизма исповедовали Филиокве, то этого было бы не избежать. Так, например, в 808 г. греки изгнали с Елеонской горы аахенских бенедиктинцев именно за то, что последние пели Символ Веры с прибавкой Филиокве.
Бенедиктинцы продолжили свою деятельность на Афоне, несмотря на схизму. Но это стало лишь началом того разделения Церквей, которое впоследствии приняло необратимый характер и стало известным как Великая схизма 1054 г. Однако даже это событие не нарушило мирную деятельность бенедиктинцев на Афоне.
Известны и другие случаи конфронтации православных греков с западными христианами. В 1052 г. в Константинополе по приказу византийского императора были закрыты церкви и монастыри западных христиан. В 1186 г. латинян и вовсе изгнали из Константинополя. Однако греки не изгнали с Афона бенедиктинцев и не закрыли их монастырь. Напротив, монастырь бенедиктинцев на Афоне имел даже привилегии — ему покровительствовали византийские императоры, а его предстоятели одни из первых подписывали официальные документы Афонской горы.
Л. Бонсаль уделяет особое внимание правовому положению афонских бенедиктинцев. Он замечает, что, несмотря на существование схизмы между Римом и православным Востоком, амальфитионские бенедиктинцы даже принимали участие в управлении Афонской горой. Эти факты также указывают на то, что афонские бенедиктинцы и греки были единоверцами.
Судя по всему, именно поэтому из Италии было прислано письмо соотечественникам на Афоне в 1070 г. Итальянцы интересовались мнением последних о различиях в евхаристической практике греков и римлян. Однако афонские бенедиктинцы уклонились от ответа. Наконец, известно письмо Римского папы Гонория III. В 1223 г. он обратился к крестоносцам и фактически призвал их к инквизиционному походу против афонских «схизматиков». Следует заметить, что никакого исключения для афонских бенедиктинцев в папском письме нет.
Итак, все факты, которыми мы располагаем, указывают на то, что афонские бенедиктинцы в самом деле были единоверцами греков. Мнению о том, что они исповедовали католицизм, способствует лишь тот факт, что они являлись выходцами из Италии. Но дело в том, что Италия в эпоху Великой схизмы и позднее не была моноконфессиональной. Например, известно, что православные итальянцы на Афоне подвизались даже в XIV в. Житие одного из них, прп. Исихия, описал Григорий Палама, который, как известно, является большим антилатинским деятелем. Следовательно, не существует повода для того, чтобы считать афонских бенедиктинцев католиками из-за их происхождения. Е. Метревели высказала мнение об их приверженности к Католической церкви, не рассмотрев и не приняв во внимание вышеупомянутые факты.

По моему мнению, сам факт, что на Афоне дружили грузины и итальянские бенедиктинцы, вовсе не означает того, что грузины относились к Римской Церкви (как полагал К. Кекелидзе). Дело в том, что кроме грузинских агиографических памятников сведения об афонских бенедиктинцах встречаются и в греческой агиографии. Например, в Житии прп. Афанасия Афонского рассказывается о том, как с ним дружили бенедиктинцы. Последние приходили к преподобному для получения наставления и советов. Однажды они пришли к прп. Афанасию и преподнесли в подарок кувшин икры. Последний не принял подарка, но это не помешало им подружиться. В Лавре прп. Афанасия Великого остались бенедиктинцы Иоанн и Арсений. Впоследствии бенедиктинцы построили свой монастырь именно рядом с Великой Лаврой св. Афанасия Афонского.
В «Хронике» Леона Остийского есть сведения, которые перекликаются с Житием преподобных Иоанна и Евфимия. Из нее следует, что в 986 г. в Италии, в монастыре Кассино, случилось волнение. Причиной стало то, что 28-го предстоятеля монастыря по имени Мансо избрали не иноки, как этого требовали правила, уложенные Бенедиктом. Он был поставлен влиятельным беневентским дуком Пандульфом. Часть иноков покинула монастырь Кассино. Среди них были Иоанн Беневенто, Теобальд, Лутиус и другие, чьи имена неизвестны. Иоанн Беневенто, Теобальт и Лутиус пошли в Иерусалим, а остальные, предположительно,— в Калабрию.

Позже Иоанн Беневенто из Иерусалима продолжил путь к Синаю. Он провел там 6 лет, после чего отправился в Грецию, на гору, которая называется Агион Орос (Афон). Там он жил в Амальфионе вместе со своими соотечественниками. Потом Иоанну было видение: св. Бенедикт приказал ему вернуться в монастырь Монтэ Кассино, где его должны выбрать предстоятелем.
Он вернулся в Италию и в 997 г. (после кончины Мансо) стал 29-м предстоятелем Кассино.
А. Келлер отмечает, что беневентский дука Пандульф, упомянутый в «Хронике» Леона Остийского, является родным братом Льва — Леона, основателя Амальфиона — великого римского инока, который упоминается в Житии преподобных Иоанна и Евфимия. Действительно, Георгий Афонский пишет, что «пришел инок из Римской страны, добродетельями прославленный муж... брат беневентской дуки, знатный по происхождению. Он пришел вместе со своими шестью учениками». Л. Бонсаль обращает внимание на то, что несмотря на возрастающее напряжение между Римом и православным Востоком, амальфийские бенедиктинцы без всякого препятствия подвизались в Иерусалиме, в Синайской пустыне и на Афонской горе. Следовательно «Хроника» Леона Остийского, также как Житие прп. Афанасия Афонского и другие афонские акты, свидетельствуют о правдивости слов Георгия Афонского: Греческая Церковь тоже признавала добродетели афонских бенедиктинцев.
Необходимо иметь в виду и то, что не только амальфийские бенедиктинцы подвизались на Афоне. Православные греки тоже молились в монастыре, основанном св. Бенедиктом. Например, известно о прп. Ниле, который вместе со своими учениками прибыл на родину афонских бенедиктинцев.
Они гостили в монастыре Монтэ Кассино. Тамошний предстоятель Алигэрнус принял прп. Нила и его учеников и приютил их в своем монастыре. Именно при помощи Алигернуса прп. Нил основал в Италии греческий монастырь в Валэлучэ, который существовал до 1014 г. Из истории известны факты и о других греческих церковных деятелях, которые подвизались в Италии на рубеже X–XI вв.
Таким образом, суммируя изученные по данному вопросу факты, не подтверждается, что афонские бенедиктинцы исповедовали католицизм. Очевидно, что они, несмотря на итальянское происхождение, действительно были единоверцами с греками и грузинами, т. е. являлись православными христианами, а их афонская обитель Амальфитион (Амальфион или Амальфи) была православным монастырем.
Г. Т. Маджарашвили
Источник: Вестник церковной истории. 2016. № 3/4 (43/44)

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево