Документ серьезно ограничивает права и полномочия архиереев. Согласно новым правилам иерархи не могут пригласить на территорию своих епархий афонских игуменов и монахов без предварительного письменного одобрения Священного Синода Элладской Церкви.
В документе подчеркивается, что подобный шаг является ответной мерой: иерархам и клирикам Элладской Церкви для посещения Святой Горы Афон необходимо получать специальное разрешение у Вселенского Патриархата. Принятие этого шага также мотивируется евангельскими словами «насади виноград и ополотом огради его» (Мф. 21:33)
Запрет монахам Афона служить в греческих храмах, как мы считаем, это прежде всего экономическая мера. Дело в том, что на Афоне нужно зарабатывать деньги своими руками, а это непросто. Греки же - это восточный народ! Они быстро нашли выход. Все иеромонахи договорились с пустующими греческими храмами. А в Греции храмом управляет староста и собор верующих. И по договору монахи приезжают в воскресные дни в качестве чередных священников служить в греческие храмы.
Надо ли говорить, что это нарушение уставов Святой Горы. Но это всех устраивает. У людей есть возможность исповедаться афонскому монаху, а монахам эта материальная помощь позволяет жить вполне комфортно. Можно, наверное, назвать это церковной экономией.
Итак, прежде всего запрет больно ударит по иеромонахам, забредающим в чужой виноградник, как считает автор документа. Кроме того в этом документе можно увидеть многое. Это и возможность ограничить афонцев во влиянии на греческую паству в вопросах обсуждения экуменизма. Это и выстраивание вертикали власти. И многое другое. Политические аспекты замечательно анализирует сайт АгионОрос. Нам более интересны философские аспекты или общий взгляд.
Обращаясь к философии истории, встречаем такое мнение, что греки - гордый сребролюбивый народ. И за это Господь постоянно смиряет их жизнью в рабстве, оккупации. Можно не соглашаться с этим мнением, но отвергать исторические факты невозможно.
Диву даешься, имея перед глазами пример России, Греция, следуя мудрому Сократу, спешит продать себя новому хозяину. И если Сократ продал себя, чтобы проверить свое благородство, то его потомки без причины бегом устремляются к новому рабству. В тот момент, когда еще можно сплотиться, Элладская Церковь разделяется в самых важных и значимых частях, которые не могут существовать одна без другой.
А ведь еще и ста лет не прошло с того времени, как в Греции все ходили в турецких одеждах и разговаривали по-турецки, в Элладской Церкви была страшная разруха, Предание было забыто, и греки безнадежно перемешались с турками в ненавистном для них кровосмешении, надолго запечатлев это и своими обновленными фигурами и сладкозвучными фамилиями. Остается лишь верить, что грекам дается новый шанс исправиться и измениться.
Наконец, в историческом плане это событие совершенно экстраординарное, ведь до этого греки с необыкновенным искусством и тактом решали церковно-политические вопросы. Это решение было бы характерно для русских, привыкших к вертикали власти и произволу сверху. Если и дальше греки будут столь принципиально уподобляться русским, то чему же мы у них будем учиться? Поэтому статья займет достойное место в разделе Необычные события истории Афона.