Афон в 1943
Архимандрит Кассиан (Безобразов). Принудительная эллинизация, анти и пронацистские настроения русских монахов Афона в 1943 году
Мы уже публиковали большую статью о деятельности немецкой делегации ученых Анненере. Это продолжение цикла статей об истории Афона.
Важно понять трагизм ситуации. Перед войной и русские - и греки пытались притеснить монахов Афона. Большевикам нужно было уничтожить церковное логово черносотенцев, сохранявших культуру и традиции Старой России, а греки зарились на несметные богатства русских скитов и монастыря, которые стали совершенно беззащитными без царского предстательства.
Удивительно, насколько в 1943 году русские монахи Афона в монастыре вмч. Пантелеимона не понимали той трагедии, которая произошла в России! И вот, мы видим, что русские монахи обращаются за помощью к немцам в консульство в Салониках, прося 20 тонн муки! А кому им было обращаться, не к большевикам же! Немцы, конечно, отказали... В данном случае неожиданно помощь пришла из Болгарии.
Тем не менее, далее исторические события еще более поражают! Настоятель Свято-Андреевского скита архимандрит Митрофан (занимавший этот пост в 1920—1949 гг.) в 1943 году (!) пытается послать монахов с Афона в «освобожденную немцами» Одессу, чтобы удержать подворье скита.
Далее еще более удивительная историческая слепота! Начинается переписка с Россией - «освобожденной немцами» - через германское консульство в Салониках!!!
Настоятель Свято-Андреевского скита архимандрит Митрофан пишет о том, что монахи радуются освобождению России от большевиков и давно хотели бы написать в Одессу.
Так, в письме от 26 мая, несмотря на отсутствие «подготовленных людей для обслуживания храма и ведения хозяйства», Настоятель Свято-Андреевского скита архимандрит Митрофан собирался со временем подготовить и прислать «доверенного для принятия и управления подворьем и несколько человек братии для обслуживания его». В этом намерении отца Митрофана поддерживал многолетний заведующий хозяйством скита иеросхимонах Мелетий (Лыков).
Оба ответных письма были 10 июня переданы в германское консульство в Салониках с просьбой переслать их в Одессу, так как почтовая связь между Грецией и Румынией отсутствовала. Но эти письма оказались 22 июля 1943 г. пересланы в Берлин в германский МИД, где и остались.
Конечно же, нацистские ведомства не желали возвращения русских монахов с Афона на родину. Об этом не могло быть и речи!
Наряду с тем, что среди насельников русских афонских обителей были антинацистски настроенные люди, имелись и монахи, готовые из-за своих антикоммунистических убеждений сотрудничать с немцами. Принудительная эллинизация и притеснения со стороны греческого правительство в предвоенные годы вызывали недовольство русских иноков и также стали причиной отдельных случаев коллаборационизма русских афонитов.
Так, начальник полиции безопасности и СД в Сербии писал 12 октября 1943 г. уполномоченному германского МИД Бенцлеру, что находившийся в тот момент в Белграде известный богослов, будущий ректор парижского Свято-Сергиевского института в сане епископа профессор-архимандрит Кассиан (Безобразов), 1892—1965) «после своего возвращения на гору Афон будет побуждать местных церковных сановников, прежде всего в русском Пантелеимоновском монастыре и его скитах, высказаться против выбора Патриарха Сергия.
Он даже надеется, что он также сможет побудить к заявлению по этому поводу болгарский монастырь Зограф и румынские скиты». Когда 13 октября отец Кассиан отправился назад на Афон (где он пребывал с августа 1939 г.), службами вермахта ему было предоставлено место в поезде СД...
В тоже время германские ведомства противились отъезду архимандрита в Париж. В частности, 18 октября 1943 г. один из заместителей шефа полиции безопасности и СД написал в МИД:
«Кассиан собирается снова заняться своей прежней деятельностью в монашеской школе в Париже, где готовятся молодые силы для использования в России. Однако этот теологический институт находится под руководством исключительно прозападно ориентированного митрополита Евлогия.
Согласно имеющимся у нас сведениям, возвращение в Париж было рекомендовано архимандриту Кассиану ОКВ [Верховным командование вермахта], для которого тот действовал в качестве доверенного лица, так как в Белграде он вызывал текущие издержки, поскольку там нужно было заботиться о его содержании, в то время, как в Париже это обстоятельство упразднялось. Со стороны митрополита Анастасия Кассиану, который в настоящее время снова находится на горе Афон, было обещано место приходского священника в Банате.
По церковно-политическим причинам я не могу согласиться с его переездом в Париж. Так как по новейшим, полученным нами сообщениям, Кассиан собирается побудить монашескую республику Афон к резкому высказыванию мнения против выборов Патриарха в Москве, я прошу в соответствующей вежливой форме сообщить ему, что в настоящее время его заявление о переезде в Париж не может быть выполнено по общим политическим причинам».
Германский МИД полностью поддержал эту позицию, отметив 29 октября, что против поездки архимандрита в Париж «существуют принципиальные возражения. Но настроенных таким образом, как отец Кассиан, монахов на Афоне было относительно немного.
Так архимандрит Кассиан (Безобразов), действуя по своим убеждениям, использовался фашистскими спецслужбами для разрушения России, истекавшей кровью во всенародной освободительной войне.
Другие статьи:
Вторая мировая война. Группа ученых "Анненербе", немецких офицеров, в поисках тайны Святой Горы и русское монашество Афона.
Иеромонах Софроний (Сахаров) встречает немецких офицеров на Афоне в 1940-м году (Уникальное ВИДЕО)
Высказывания о жизни отцов. Новости Афона
А в это время в России... На партизанских тропах Белоруссии 1943 год
|
Всего комментариев: 5 |
2012/03/19, 06:50:47
1. Христос завещал не осудать людей. Как мне показалось, на этой странице никто никого не осуждал.
Но при этом апостолом Павлом заповедано обличать творимое зло.
2. Вам, Татиана, следует понять различие между осуждением и обличением (которое производится на благо обличаемого).
И еще. Разве не лицемерие "дерзать рзсуждать" и тут же просить за это прощение. Тем более, что это не непроизвольное слово, а обдуманно написанная, хотя и короткая, реплика.
Георгий |
| |
2011/12/17, 18:00:50
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу...
Красиво. Любящим-то содействует, да где они сами-то, куда подевались?!
Андрей |
| |
2011/12/17, 05:43:58
С тем же успехом можно утверждать, что церковные иерархи России, действуя по своим убеждениям, использовались советскими спецслужбами для духовного разрушения России, а именно: для укрепления власти коммунистического правительства, насаждавшего в стране атеистическую идеалогию.
- Так и говорили старцы и епископы РПЦ за рубежом. А вы разве этого не знали?
А им в ответ говорили епископы из России: "В России нет коммунистического правительства, насаждавшего в стране атеистическую идеалогию! У нас Церковь свободна..."
Вывод: Бог спасает человека, а люди - религию.
Бог спасает человека, а люди - религию. |
| |
2011/12/16, 07:30:24
Из содержания статьи вовсе не следует вывод: "архимандрит Кассиан (Безобразов), действуя по своим убеждениям, использовался фашистскими спецслужбами для разрушения России". С тем же успехом можно утверждать, что церковные иерархи России, действуя по своим убеждениям, использовались советскими спецслужбами для духовного разрушения России, а именно: для укрепления власти коммунистического правительства, насаждавшего в стране атеистическую идеалогию. России, истекавшей кровью в ГУЛАГах.
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
Светлана |
| |
2011/12/15, 07:06:26
Не судите, да не судимы будете.
На все была Его Святая воля Божья и Промысел Его. Об истинных обстоятельствах того времени знает один лишь ГОСПОДЬ БОГ.
Простите меня грешницу дерзнувшую рассуждать.
Татиана |
|
Добавить комментарий:
|