Монастырь старца Ефрема Филофейского, обитель святого Антония Великого в Аризоне
Я снова пишу из далёкой Аризоны. Прошлая паломническая поездка в монастырь святого Антония произвела на меня столь неизгладимое впечатление, что я с воодушевлением поделился им с читателями. Некоторые отнеслись к моей тогдашней публикации с иронией и недоверием. Прежде всего, хочу им сообщить, что монастырь святого Антония в настоящий момент является одной из главных достопримечательностей в США (по посещаемости в Аризоне он уступает только знаменитому Гранд-Каньону1). В аэродроме Финикса нас на машине встречал молодой монах о. Антоний. Столица Аризоны оказалась густонаселённым городом, который более чем в четыре раза превосходит по площади столицу Греции – Афины. Растительность на протяжении всей дороги практически отсутствовала, ведь Финикс находится на краю Аризонской пустыни. После часового пути по гладкому шестиполосному шоссе мы прибыли в монастырь святого Антония.
Монастырь
Нашим глазам предстали красивые монастырские ворота. Я сразу обратил внимание, что на них нет никаких засовов, а сама обитель огорожена от окружающей её пустыни лишь небольшим забором (на уровне человеческой груди).
Интересна история основания монастыря святого Антония. Первоначально старец Ефрем Филофейский2 планировал построить обитель в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. На месте будущей обители старец Ефрем и сопровождавший его монах Антоний ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на благовест в их родной обители – афонском монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Он понял, что Сам Господь указал ему на место, где должна быть основана обитель.
Монастырь святого Антония основан в пустынной, засушливой и безводной местности. Но по молитвам старца Ефрема в результате подземных изысканий была найдена вода. Пустыня превратилась в оазис.
Раньше здесь не росло ничего кроме кактусов, теперь прижились и принесли плоды яблони, бананы, масличные, апельсиновые, грейпфрутовые и фисташковые деревья. В монастырском огороде выращивают различные виды овощей, а двор обители украшен прекрасными цветами.
Мы вошли во двор обители и увидели просторную деревянную беседку – архондарик3 под открытым небом. Здесь паломники могут отдохнуть в тенистой прохладе, выпить ключевой воды и отведать угощение, которое приносит архондаричный монах Маркелл.
Когда мы отдохнули после дороги, нас проводили в наши прохладные комнаты, расположенные в небольших скромных и уютных домиках.
В центре монастыря находится кафедральный собор преподобного Антония Великого. Внутри этого храма чувствуешь так, словно ты попал в гости в родной и дружественный дом. Внимание привлекает каменный позолоченный иконостас с большими и красивыми иконами.
С двух сторон от Царских врат стоят аналои. На правом находится икона Спасителя. На левом – чудотворная икона Божией Матери Аризонитиса (Аризонская).
Богослужение
В час ночи начинается богослужения. В 0.45 в нашей комнате раздаётся стук и нас будит голос отца Нектария: «Father Sarantis, get up4! Father Gregorios, get up! Father Abraam, get up! Пора на службу». Убедившись, что мы проснулись, молодой монах берёт у нас благословение и уходит. Его послушание – будить паломников и приглашать их на богослужение.
Когда мы вошли в храм, оказалось, что старец Ефрем уже занял своё обычное место рядом с правым аналоем. По афонской традиции паломники один за одним прикладываются ко всем иконам, а потом подходят к игумену за благословением. Благоговейно целуя худую руку благодатного старца, мы слышим, как он едва уловимым шёпотом молится: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
50 монахов занимают стасидии5 в передней половине храма, около сотни паломников – во второй. И тем и другим хорошо виден иконостас и слышно пение хора, так как храм не загромождён колоннами и перегородками. Собор святого Антония погружен во тьму. Его освещают только лампадки, зажжённые перед образами. Несколько свечей горят на клиросе, помогая разобрать написанное в богослужебных книгах певчим и чтецам. Ровно в час ночи начинается Полуношница. Эта часть ночной службы происходит в задней части собора, где молятся паломники (мужчины, женщины и дети).
Казалось, что мы находимся на Святой Горе Афон. В храме царила атмосфера благоговения и молитвенной сосредоточенности. Все вместе старец Ефрем, монахи и миряне молились единым сердцем. На протяжении всей службы царила такая тишина, что порой мне казалось, что в храме остался только я один.
Священнослужители и певчие, смиренные и даже почти незаметные, помогали нам почувствовать величие Распятого, а затем Воскресшего Господа. Мы радовались, потому что опытным путём ощущали глубину нашей веры. Веры в Бога Троицу: Отца, который не берёт нас за горло, чтобы мы в Него поверили; Сына, который каждый день питает нас Своим Телом и Кровью; Святого Духа, который пребывает повсюду и даёт нам утешение и радость. Перед «Аризонским» образом Божией Матери никто не может остаться равнодушным, сколь бы чёрствым, жестоким или циничным они ни был.Молишься о всех своих дальних и ближних. Вспоминаешь о своих проблемах, неблагодарности, грехах, потребностях, конфликтах и безвыходных тупиках. И чувствуешь, как они постепенно уходят, и, по милости Пресвятой Богородицы, превращаются в надежду, радость, любовь и веру.
Тесная стасидия, которая на первый взгляд ограничивает и сковывает твои движения, на самом деле становится ступенью наверх. Душа воспаряет от удушающей ограниченности «здесь и сейчас» в измерение бесконечной вечности. Сердце наполняется сладостным умилением, в нем царит радость, мир, любовь и надежда на спасение. Время Божественной Литургии летит быстро. Священник и диакон поют благоговейно, просто и не театрально.
Херувимская
По принятой в монастыре традиции во время ежедневных (непраздничных) богослужений единственная часть Литургии, которая исполняется хором обители – это Херувимская песнь. Шесть молодых монахов с поистине ангельскими голосами поют удивительно просто и смиренно. «Херувимская» способна растопить лёд в самых жестоких сердцах и просветить самые запутавшиеся человеческие сознания. Люди опустившиеся, сбившиеся с пути, потерявшие человеческий облик пробудились, преобразились и покаялись, когда однажды «случайно» оказались на службе в монастыре святого Антония и услышали пение «Херувимской».
Благодатный старец
Всю службу старец Ефрем проводит стоя в молчании. Он уже несколько лет сам не служит Литургию, ведь ему уже 84 года. Лишь во время «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш» слышится его слабый и тонкий голос.
У меня нет слов, чтобы описать непродолжительные минуты причащения священников в алтаре. Эти впечатления непередаваемы. Удивительная тишина, благоговение, возвышенность… Сначала причащается молодой иеромонах, который служил Литургию. За ним старец Ефрем. Потом все остальные… После «Со страхом Божиим» к Чаше подходят монахи. Люди или ангелы? Не поймёшь. Ничего притворного и наигранного. Все благоговейны, просты, смирены. Не понятно, где ты - на Небе или на земле…
Трапеза
4 часа утра. Мы выходим из храма и направляемся в трапезную. Слышны громкие крики животных, похожие на собачий лай. Монахи объясняют, что это шакалы, которые по ночам близко приближаются к обители. В аризонской пустыне много хищных животных, но по молитвам старца до сегодняшнего дня ни одно из них (несмотря на низкий забор) никогда не ступило на территорию монастыря.
После завтрака у нас отдых и свободное время до 11.30. В это время в монастыре начинается общая трапеза для монахов и всех без исключения паломников. Еда очень вкусная. Вместе с телом питается и душа, так как один из монахов читает нам отрывки из святоотеческой литературы.
У нас снова свободное время до 15.30, когда мы отправляемся на Вечерню.В 16.30 ещё одна трапеза. По её окончании Повечерие и Акафист Пресвятой Богородице.
Значение монастырей старца Ефрема
О мужских и женских монастырях, основанных старцем Ефремом, в США знают везде.
Разве не чудо, что старец, человек, окончивший только шесть класов средней школы, не зная английского и других иностранных языков, без денег основал в незнакомой стране девятнадцать монастырей? Сотни тысяч молодых и стариков приезжают в эти обители и под впечатлением увиденного начинают новую жизнь. Не перечесть число людей, которые через покаяние возродились здесь к духовной жизни.
Старец Ефрем передаёт им свой духовный опыт и любовь, укрепляя веру и давая надежду на спасение.
Архимандрит Сарантис (Сарантос), настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (Амарусио, Аттика).
Газета “Ортодоксос Типос”, номер от 15 февраля 2013 года
1 Гранд-Каньон (Большой каньон, Великий каньон) — один из глубочайших каньонов в мире. Находится на плато Колорадо в штате Аризона. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2 http://www.agionoros.ru/docs/355.html
3 Архондарик – приёмная комната для гостей в православном монастыре.
4 Father Sarantis, Get up – Отец Сарантис, вставайте.
5 Стасидия – специальное деревянное кресло с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками. |