Воспитывай свой ум в добре
Ксенофонт
Воспитывай свой ум в добре
101.Тот, кто следует по жизни, воспитывая свой ум в добре, смирении и уповании на волю Божию, способен правильно начинать и заканчивать любое дело.
102. Когда нас различными обстоятельствами смиряет суетный мир и расстраивает наш ум унынием и отчаянием – это наиболее суровое смирение;
103. Когда мы смиряем себя и очищаем свой ум от тщеславия и гордости – это наименее болезненное смирение;
104. Когда нас смиряет Бог, подавая утешение и успокоение уму и сердцу – и это спасительное смирение, в котором нет и не может быть никакого отчаяния.
105.Два врага особенно наседают на душу, заменяя друг друга: отойдешь от похоти – встретишь сребролюбие; отойдешь от сребролюбия – встретишь похоть.
106.Похоть и сребролюбие – это слуги одного жестокого повелителя, имя которому – гнев, разрушающий до основания духовную жизнь.
107.Не отсечешь помысл – с ним и останешься, и он приведет к тебе злобное полчище других помыслов.
108.Отсечешь помысл – соединишься с Богом, и Он укрепит тебя Смирением, Милосердием и Любовью.
109.Равнодушие к помыслам – искусство из искусств и его нужно стяжать всю свою жизнь.
110.Исполнишь грех на деле – никогда не найдешь покоя своему уму, а только попадешь в рабство греху; но покой уму обретается тогда, когда не исполняешь грех делом.
Дохиар
111.Тот, кто прочитал много духовных книг и запомнил их все – достоин удивления; но тот, кто может переступить через самого себя, смирить свой ум и попросить прощения – достоин уважения.
112.Сколько ни читать о смирении, а смирять свой ум все-равно трудно; сколько ни говорить о Любви, а самому любить – сил не хватает; но «невозможное человекам, возможно Богу.»
113.Тот, кто считает себя умнее других – болен, и болезнь его состоит в том, что его ум теряет способность все видеть правильно.
114.Тот, кто понимает, что великое множество людей гораздо умнее его – близок к выздоровлению и недалек от помощи Божией.
115.Тот, кто не стыдится признать, что он чего-то не знает и не смущается тем, что его ум чего-то не понимает – близок к истинному пониманию и недалек от истинного научения.
116.Добрый целомудренный ум невредимо проведет человека через все трудности и приведет к Спасению – в объятия Христовы; а ум, не иимеющий опоры в добре и целомудрии, не обретает Спасения, запутывается и гибнет, не познав, «яко благ Господь».
117.Мудрый совет цени больше своих мыслей;
чистый ум цени больше своей жизни.
118.Ум, получивший навык в добре, порождает благо; но ум, навыкший злу и греху – источник несчастий.
119.Как дурные дети много зла причиняют своим родителям, так идурные мысли – уму.
120.Как добрые дети радуют своих родителей, так и благие помышления – ум.
121.Как родители, воспитавшие добрых детей, вступают в старость в радости; так и ум, привыкший порождать благия помышления, радуется, приходя к чистоте и святости.
122.Каким будет твой помысл – таким будет и твой ум.
123.Если сумеешь весь ум целиком прилепить к Богу, увидишь его преображенным.
124.Преображенный ум лишается всех помыслов, ибо видит Безвидное и ведает Неведомое.
125.Зло разъединяет ум на помыслы, а Любовь объединяет его для познания Бога, делая ум цельным и собранным.
Хиландар. Башня Милутина
Воспитывай свой ум в добре |