Главная
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Монах Симеон Афонский
Новости
Стихи
Тексты
Переводы
Библиотека
Галереи
Иконы Афона
Поездка на Афон
Паломничество Афон
Монастыри Афона
Что такое Любовь?
Богатство?
Старец
Видео
Аудио
О проекте
Написать письмо
Все комментарии
Молитва
Карта сайта
Поиск
Скоро
21 сентября
Рождество Пресвятой Богородицы - Святогорский Панигер - Новый Скит - Чужде есть матерем девство, и странно девам деторождение. На Тебе, Богородице, обое смотрение бысть, тем Тя вся племена земная, не престанно величаем
Осталcя 1 день

Афон

 
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и facebook group, на странице facebook web в Youtube. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев
В НАЧАЛО / НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ / ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ АФОНА
Что нужно знать об истории Афона

 

 

 

 

Что нужно знать об истории Афона

 

 

Лавра - Магула

 

 

 

С древности Афонский полуостров был заселен фракийскими и македонскими племенами, затем колонистами с материка - эллинами и пеласгами. Все морские пути, соединяющие Грецию с Востоком, проходили через Афон. Его двухкилометровый пик служил маяком, видным за десятки миль.

На исходе Троянской войны (за 1000 лет до Р.Х.) на месте теперешних больших монастырей язычники основали свои города с народовластием и эллинским многобожием: Олофиксос, где ныне Есфигмен, Дион - где Ватопед, Фиссос - где Пантократор, Клеон - где Ивер, Акроафос у вершины Афона, Харадарий у Дафни, Сколос у Зографской пристани.

Могущественный царь Филипп Македонский подчинил себе афонские города. Процветали они и при преемнике и сыне его Александре Великом (336-323 до Р.Х.), направившем свои усилия на завоевание Востока. По преданию, между своими победоносными походами он три дня отдыхал на Афоне - в пределах нынешней Кареи.

 

Зодчий Александра Македонского, памятуя, что пик Афона в глазах тогдашней цивилизации был символом вечности, предложил величайшему завоевателю преобразить беломраморную вершину в громадную статую Зевса с городом в левой руке и текущим в море потоком - из правой. Александр благоразумно отказался от тщеславной затеи, сказав, что «жителям такого города нечего будет есть, а из такого источника нечего будет пить».

В 168 году до Р.Х. Афон вместе с Македонией подпал под владычество Рима, и поселения его стали быстро приходить в упадок. До времени принесения сюда христианства дожили небольшие деревни, занимавшиеся разведением виноградников и масличных рощ.

Свет евангельской истины озарил Афон в числе первопросвещенных мест Римской империи. Сама Божия Матерь избрала его в Свой жребий. Около середины I века христианской эры в Аполлонии Афонской (близ городка Иериссос, стоящего на границе Афона с материком) проповедовал на пути из Амфиополя в Солунь Св. апостол Павел.

 

В первые три века н.э., во времена жестоких гонений на христианство, Афон с его густыми лесами, глубокими ущельями и неприступными утесами давал приют спасавшимся от преследований христианам. Тогда же появились и первые отшельники. Равноапостольный Константин Великий (306-337 гг), подобно тому, что сделал в Святой Земле, и Афон украсил христианскими храмами.

 

По преданию, их было три - около поселений, на месте которых теперь

-Карея,

-Ватопедский и

-Иверский монастыри.

При этих храмах возникли и первые обители.

 

 

Ненадолго задержанное в развитии при Юлиане Отступнике христианство вполне утвердилось уже при Феодосии Великом (379-395 гг), уничтожившем на Афоне последние следы язычества.

 

Дочь Феодосия, царица Плакидия, пожелавшая увидеть Святую Гору и восстановленный отцом Ватопедский монастырь, когда прибыла на Афон (382 г.) и входила в Благовещенский храм, услышала от иконы Божией Матери, названной впоследствии «Предвозвестительницей», голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона.

 

Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. В V веке н.э. царица Пульхерия создала две обители - на месте нынешних Есфигмена и Ксиропотама.

Древние афонские монастыри состояли под священноначалием Солунских митрополитов. Обеднение Афона вследствие нашествия в V-VI веках варваров - гуннов, болгар, славян, отрезавших его морское торговое сообщение с Малой Азией, Константинополем и приморской Фракией, повело к выселению со Святой Горы мирских жителей и водворению на ней одних монахов, после чего Афон и сделался «вертоградом Царицы Небесной».

 

 

Император Константин IV (668-685 гг) после тяжелых войн с хазарами и персами был вынужден заключить с арабами, принявшими магометанство, соглашение о длительном мире ценой отказа от Сирии, Палестины и Египта, в которых были сосредоточены древнейшие центры христианского подвижничества. На VI Вселенском Соборе, в 680 году, было принято церковное постановление (правило 18) отдать в распоряжение гонимых магометанами монахов разрушенные арабами обители Афона. Царские хрисовулы утверждали за монахами Святую Гору как исключительно им принадлежащее достояние (указ Константина IV, 676 г.), ограждали их спокойствие от посягательств царских служилых и простых людей (указ Василия Македонянина, 872 г.). После этих судьбоносных для православия решений, несмотря на троекратное опустошение Афона варварами (в 670, 830 и 866 гг.), монашеское население его во времена императора Василия Порфирородного (976-1025 гг) достигло 50 000 человек.

Некоторые монашеские поселения, возникшие на рубеже IX-Х веков, стали впоследствии знаменитыми обителями, вошедшими в список основных 20-ти монастырей. Точных сведений о тогдашних обителях и подвижниках не сохранилось.  

 

Преобладающим образом жизни был пустынножительный - келлиотский и отшельнический: пустынных келлий и калив было построено немало по всему Афону. Значительная часть монахов обитала в пещерах и других естественных укрытиях, устраивая в них небольшие часовни.

Из числа подобных строгих аскетов и молчальников особенно знаменит преподобный

Петр Афонски - он считается покровителем отшельников

 

родом грек, приближенный к византийскому императору военачальник. В 667 году, во время войны с сирийцами, он был взят в плен и заключен в крепость. Поняв, что несчастье случилось с ним по причине неисполненного обета стать монахом, прп. Петр молил Святителя Николая о заступничестве. Святитель вместе с другим дерзновенным молитвенником - Св. прав. Симеоном Богоприимцем - явились преподобному и, испытав его намерение стать иноком, освободили от уз. Святитель помог ему добраться до границы греческой земли. В Риме от Папы принял Петр монашеский постриг и научился правилам иноческого жития. Дальнейший его путь определила Пресвятая Богородица и вместе с тем, спустя шесть веков, подтвердила священный завет о Своем земном уделе. Преподобный Петр в тонком сне увидел однажды в неизреченном свете Пречистую Деву с предстоящим Святителем Николаем, который благоговейно и со страхом вопрошал Ее: «Владычице! Так как Ты изволила сего раба Твоего освободить из плена, то где укажешь ему место для жизни?» Матерь Божия сказала на это: «В Афонской Горе будет покой его: ибо она есть жребии Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили свою жизнь без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет вовеки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться».

На Афон прп. Петр прибыл морем: корабль сам остановился в том месте, где надлежало ему сойти на берег. Это было в 681 году. Преподобный провел в пещере в пустынной афонской местности 53 года, не видя никого из людей. Одежда его истлела, волосы и борода покрыли тело вместо одежды. Прп. Петр неоднократно подвергался жестоким бесовским нападениям. Бесы являлись то в виде вооруженных воинов, то свирепых зверей. Горячей молитвой к Богу и Матери Божией и многодневными постами преподобный посрамлял диавола, который действовал также и хитростью, преобразуясь в «ангела света». Божия Матерь укрепляла мужественного отшельника и заботилась о его пропитании. Раз в 40 дней Ангел Господень приносил преподобному манну небесную.

 

 

 

 

 

С падением Византийской империи в истории Святой Горы произошли большие перемены. Еще до завоевания Константинополя турками (1453 г.) афонцы добровольно подчинились им, видя неизбежность падения Греческого царства и свою беззащитность.

 

Прежде независимый и владетельный Афон вместе с прочим православным населением падшего государства сделался данником султанов. Поначалу монастыри были обложены подушной пошлиной и десятинными податями; при Селиме II (1566-1574 гг) они были лишены своих доходных владений вне Святой Горы.

 

 

Для сбора пошлин и полицейского надзора в 1595 году в Карее водворился особый чиновник от оттоманского правительства. Малые монастыри полностью потеряли свою независимость и под именем келлий стали принадлежать большим, которые стали очень быстро беднеть. От окончательного расстройства их хранила только милостыня христиан-благотворителей из Греции, Сербии, Болгарии, Грузии и особенно России.

 

Иностранные паломники Афона XVI и XVII веков настолько удивлялись невежеству, отсутствию богословской образованности тогдашних его насельников, насколько с уважением отзывались об их благочестии. Знаменитый русский путешественник по Востоку петровских времен В. Григорович-Барский сдержанно отзывался о нравственном состоянии тогдашних монахов, говоря: «Понеже, не всегда одинаковы суть люди, по временам пременяются».

 

 

 

 

XVII век открыл Афону чудного святого - преподобного Нила Мироточивого.

 

 

Предание 1 версия

 

Иеромонахом, с молодых лет подвизался он на Святой Горе. После кончины своего аввы избрал новое место в недоступной пещере, в которой соорудил церковь и в течение 50 лет совершал монашеские подвиги, ведомые лишь одному Богу. Преподобный хотел скрыть эти подвиги и по смерти, завещая не открывать своих останков по афонскому обычаю. Господь Сам прославил Своего угодника. Из его гроба через малое отверстие стало изобильно истекать миро, лившееся по отвесной скале к морю, куда за ним приплывали многие корабли с паломниками из разных стран. Когда брали благодатное миро, случались ссоры и даже драки. - неправда, миро текло буквально ручьем, след которого сохранился до сего дня...-www.isihazm.ru Тогда преподобный Акакий Кавсокаливит помолился прп. Нилу, и мироточение прекратилось.

 

 

Предание 2 версия

 

Все было не так! Разбойники узнали, что множество людей приплывает за мирром в неприступные скалы. Тогда разбойники прятались в огромном ущелье, которое нужно было миновать для того, чтобы пройти к пещере, воровали паломников и продавали их в рабство в Турцию...  Теперь понятно, почему преподобный Акакий Кавсокаливит помолился прп. Нилу, и мироточение прекратилось.-www.isihazm.ru

 

 

 

Несмотря на пятисотлетнее мусульманское владычество на Востоке, Святая Гора осталась хранительницей православия. Святогорские монастыри, особенно в XVIII веке, превратились в духовные центры, в истинные очаги культуры, давшие порабощенным балканским народам образованных учителей, священнослужителей, патриархов и богословов. В середине XVIII столетия монахом Космой Лавриотом в Лавре Св. Афанасия была основана знаменитая типография, имевшая огромное значение в просвещении греческого народа. Плодовитым духовным писателем-богословом явился преподобный Никодим Святогорец (1749-1809 гг), известный читателю как автор «Невидимой брани».

 

 

В 1821 году, во время греческого национально-освободительного восстания, афонские насельники брали в руки оружие и много помогали повстанцам материально - неправда, афониты даже от разбойников никогда не защищались...-www.isihazm.ru . Под этим предлогом турки разместили на Афонском полуострове многотысячную армию. Основную часть сокровищ - икон и документов - монахам удалось надежно укрыть.

 

 

 

После образования независимого греческого государства (1830 г.) Святая Гора еще находилась под властью турок, но афонские обители получили более свободный статус.-

 

Турки к 1820-м годам турки настолько боялись Росси, что арестовывали на Афоне греческих монахов, устраивая допросы. Им предлагалось стандартное обвинение в шпионаже в пользу России... - -www.isihazm.ru

 

Монастыри стали постепенно восстанавливаться, пополняться новыми иноками. Избавленные от прежних изнурительных поборов, получая все большие пожертвования, особенно из России, насельники Афона на глазах преображали Святую Гору. В 1864 году Константинопольский Патриарх Софроний III восстановил старинные права монастырей в их границах, в том числе права на скиты и келлии.

 

Возрождался русский Свято-Пантелеимонов монастырь за счет щедрых пожертвований из России, с которой было налажено прямое пароходное сообщение. Число русских иноков на Афоне год от года росло. В самом начале XX века на Святой Горе подвизались около 7500 монахов, из них 3200 греков, 3600 русских, более 300 болгар, остальные - преимущественно сербы, румыны и грузины.

 

 

 

 

 

Статус Афона после освобождения его от турок был определен на Лондонской конференции 1912 года: Святая Гора объявлялась независимым государством, находящимся под покровительством России. Лозаннским соглашением 1923 года было решено присоединить Афон к Греческому государству. С 1926 года Святая Гора стала составной частью Греции.- под условием, защиты греками прав славянских национальностей...-www.isihazm.ru

 

 

Во время гитлеровской оккупации монастыри Афона сохранили свою автономию и материально не пострадали. Большой ущерб был причинен позже, в ходе Гражданской войны в Греции (1946- 1949 гг), когда военные действия были перенесены на территорию Афонского полуострова. Ныне Афон снова принимает паломников и монахов. В этом - большая надежда на духовное возрождение православия.

 

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2016/02/06, 22:30:39
Господи помилуй.Господи помилуй,Господи помилуй нас,... .
Виталий.
Добавить комментарий:
* Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Последние обновления на портале
Заказать поминание на Афоне
Написать икону на Афоне
Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар
Честной пояс Богоматери
Конкурс на лучшую фотографию Святой Горы Афон
Афон, И.А. Гарднер, Впечатления и воспоминания - I
Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II
Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли
Паисий Святогорец
Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших
Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин)
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I
«Лучшее стихотворение об Афоне»
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II
Паисий Святогорец. Житие - III часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть
Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V
Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I
Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II
Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам
Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!)
Порфирий Кавсокаливит, Часть I
Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II
Сергий Веснин
Афон 1844 Письма святогорца Часть I
Афон 1845 Письма святогорца Часть II
Афон 1846 Письма святогорца Часть III
Афон 1847 Письма святогорца Часть IV
Афон 1848 Письма святогорца Часть V
Афон 1849 Письма святогорца Часть VI
Неизвестные страницы истории
Герасим Менайас
Афон фото
Василий (Григорович-Барский) Странствования
Лучшие фотографии Афона
Житие Илариона - Грузина
Афон: вчера и сегодня
Порфирий (Успенский)
Силуан Афонский
Сергей Соловьёв
Athos
Ученым
История России
Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи
Отзывы о книгах
Анонсы книг
Русский Афон
Нил Сорский
Паисий Величковский
Русские старцы об Афоне
Святые Афона
Старцы Афона
Форум портала Афон
Монах Симеон Афонский
Крест
Сладкое Лобзание
Достойно Есть
Иверская Икона Вратарница Афона
Скоропослушница
Всецарица
Троеручница
Млекопитательница
Страшное Предстательство
Отрада Утешение
Экономисса
Одигитрия
Целителя Пантелеймона
Праведной Анны
Николая Чудотворца
Николы
Икона Георгия Победоносца
Икона Богоматери Милующая
Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской
Икона Богородицы Ктиторская
Богоматерь
Богородица Елеоточивая
Икона Божьей Матери Иерусалимская
Пресвятая Богородица Герондисса
Икона Св. Иоанна Предтечи
Акафистная
Икона апостолов Петра и Павла
Икона Богородицы Мироточивая
Монреальская Иверская икона
Икона Богородицы Одигитрия
Икона вмч. Георгия
Икона Преображения Господня
Афанасий Афонский житие икона
Тихвинская икона
Живоносный Источник
Иерусалимская
Икона великомуче­ника Георгия Зограф
Богоматерь Скорбящая
Мати Молебница
Святыни Афона
Акафист
Матрона Московская
Гавриил Зырянов Икона Акафист
Жития
Русские монастыри скиты
Тайны Афона
Новый Афон
Соловки
Валаам
Троице Сергиев Лавра
Киево-Печерская Лавра
Иеромонах Симон "Тихие песни уединения"
Иером. Серафим (Захаров). Живое предание Афона
Фильм: Игумен архимандрит Евлогий (Иванов)
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.

Свобода - это | Свобода | Дверь, которая нарисована на стене | Свобода в Любви | Как стать свободным | Вкус Свободы | Умереть за Любовь| Скорби | Необходимое и лишнее | Нечистая совесть | Окаменевшее сердце | Смерть | Жизнь | Союз двух сердец | Истинная Любовь | Высшая форма Любви | Преданность и верность | Труд сердцем | Прямота и честность | Стойкость и решимость | Умение любить | Верность | Деньги | Богатство | Духовное здоровье | Человек – это | Ум и разум | Ум | Предательство| Улица детства | Язык Любви | Стихи о Любви | Вечная Любовь | Суть Любви | Любовь и правда | Правда| Молитвы| Любовь и страсть | Любовь и жизнь | Цельная Любовь | Здоровье души| Смирение и помыслы| Истинное смирение| Смирение и ум| Смирение и страх| Смирение и мир| Преданность| Катунакия | Каруля | Керасья | Келия Провата | Скит Малая Анна | ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

Монастыри Афона
Великая Лавра Афанасия | Ватопед | Ивирон
Хилaндар | Дионисиат | Кутлумуш | Пантократор
Ксиропотам | Зограф | Дохиар | Каракал | Филофей
Симонопетра | Агиа Павла | Ставроникита | Ксенофонт
Григориат | Эсфигмен | Пантелеимонов | Констамонит

Русские обители Афона| Пантелеимонов монастырь | Старый Русик | Андреевский скит | Ильинский скит | Скит Новая Фиваида | Создание скита Новая Фиваида | Крумница | История скита Крумница | Ксилургу
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)

Афон статистика ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi & Илья

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru

(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

Монастырь Дивеево