Создание скита Новая Фиваида
«Рассказывал отец Уриил, что по
благословению отца Иеронима вместе с отцом Каллистратом осматривали
на месте теперешней Фиваиды, на площадке, еще совершенно
усеянной огромными камнями, отец Лазарь 'восхищенный величественным видом отсюда на море и на всю Афонскую Гору, сказал отцу Каллистрату: - Как бы хорошо быть здесь скиту!"
По прибытии же в монастырь он передал о сем отцу Иерониму, который обратил на это внимание и поручил отцу игумену Макарию при случае посмотреть, что это за место.
В мае того же года отец Макарий поехал на Крумицу, взяв с собой отца Уриила, отца Алипия и еще кое кого. По прибытии на ближнюю арсану вздумал в тот же час побывать на сказанном месте. Взяв спутников и отца Каллистрата, поехал на лодке, а мулов велел туда привести. Кое как высадились на теперешнюю фиваидскую арсану между камнями.
Поднялись с помощью топора к площадке, где теперь скит. Отец Макарий, осмотрев место и узнав, что есть здесь и вода, хотя и необильная, сказал: "Благословен Бог. Быть здесь скиту" — и велел певчим пропеть стихиры Пасхи, так как было до отдания. Они пропели, и местность эта, конечно впервые, огласилась священным песнопением. Отсюда на подошедших мулах поехали на Крумицу.
Прошло около года, отец Макарий, вероятно, забыл об этом. Но вот отец Уриил, смутившись в монастыре, захотел в пустыню. Отец Иероним отпустил его искать место на Афоне. Но как раз в это время последовало запрещение патриарха Иоакима давать русским келлии…
Было это по его благословению, успокоил отца Макария бедным давал и деньги на постройку калив Итак пустыня стала населяться с 1880 года. Потом был послан отец Нон по его желанию пустынной жизни и заведовал постройками. Первоначально был построен дом на море, потом церковь Вознесения, потом собор во имя преподобных афонских, освященный в 1883 году митрополитом Сербским Михаилом.
Отец Каллистрат добавил, что еще прежде отца Уриила ниже отца Игнатия жил монах Николай большебородый, который умер потом на Кавказе, после него Уриил, потом Илларион
Рассказ о Новой Фиваидой о.Иеронима:
Пустынь эта, названная отцом Иеронимом Новой Фиваидой, стала наполняться иноками и имела строгий устав скитской жизни, написанный отцом Иеронимом. Вот как старец рассказывает сестре о Фиваиде и ее насельниках:
«На нашем месте, в пустых горах, сотворился по Божию благоволению скит отшельнический; самых бедных и нищих сиромахов уже до 70 калив и есть соборная церковь чудо, да и только! Это сотворил Бог в четыре года. Живут там самые старые, беспомощные, которые не имеют где главы под клонить; их уже есть до 200... Метелки вяжут и венки вот какое их рукоделие; мы даем сухари и старую одежду. Вот у нас есть какие полунагие подвижники»1 Письмо без даты по всей вероятности, 1885 года.
Иждивением выходца русской обители святого апостола Андрея Первозванного иеромонаха Антония (в схиме Авеля) выстроена позднее, в 1891 году, двухэтажная церковь Пресвятой Троицы вверху и святых апостолов Петра и Павла внизу.
Насельники Фиваиды питались от трудов рук своих при постоянномпособии от монастыря, положенном самим отцом Иеронимом. В субботние, воскресные и праздничные дни им предлагалась монастырем готовая трапеза с горячей пищей. В случае заболевания они пользовались местной больницей на 20 человек, при которой имелась аптека с лекарствами и жил особый врач.
Для ухода за церквами и выполнения разного рода необходимых работ в Фиваиде наряду с пустынным житием было учреждено и небольшое общежитие. Пустынники, в свою очередь, помогали общежитию в общих послушаниях: в разгрузке скитского судна, чистке прудов, сборе маслин и винограда и прочем.
Такое соединение двух родов жизни в одном месте благословил старец Иероним для взаимной пользы во исполнение заповеди апостола: Друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2).
Отец Иероним до конца жизни заботился о своих пустынных чадах, которые были постоянными посетителями его келлии и утешали старца «своими частыми докуками», о чем он рассказывал сестре в письмах:
«Дашь ему рублик, а он тотчас бухнет в землю да и заплачет, а я и не знаю, что тут и делать... Многие живут в шалашах, зябнут, голодают, но благодарно все терпят, лишь бы удостоиться умереть во святом жребии Божией Матери»
Создание скита Новая Фиваида |