Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Автобиография
Я полюбил соловья, и он в меня вселил вдохновение!
Однажды утром я один пошел в девственный лес, - вспоминал старец Порфирий. - Все было в утренней росе, сверкало на солнце. Я оказался в ущелье, перешел на другую сторону и сел на скале. Неподалеку ручей тихо нес свои холодные воды, а я творил молитву.
Стояла полная тишина, не было слышно ни шороха. Скоро в тишине я услышал сладкий, упоительный голос, прославляющий, воспевающий Творца. Я посмотрел вокруг, однако ничего не увидел. Наконец, напротив себя на одной из веток различил микроскопическую, как мне показалось, птичку. Это был… соловей!
И вот, я слушал, как соловушка щебечет, как он просто разрывается от любви! От пения надувалось его горлышко и, как мы говорим, он, поистине, выбивался из сил (мальясе)! Эта маленькая птичка расправляла сзади свои крылышки (на кани ката писо та фтера ту), чтобы набраться силы, и издавала сладчайшую мелодию! Это был прекрасный звук. И горлышко птичье так надувалось... По – по — по!
Ах! — Был бы у меня стаканчик воды, чтобы он подлетел и утолил бы свою жажду!
Я не могу передать вам то, что чувствовал тогда. Но я открыл вам тайну. Думал тогда: «Почему такой маленький соловейчик выдает такие трели? Почему так заливается? Почему поет такую прекрасную песню? Почему, почему, почему? Почему он так надрывается? Почему, ради чего? Может быть, ожидает чьей-то похвалы? Конечно нет, там никто его не похвалит». Сидел и философствовал. Это пришло ко мне после старца Димаса.
Раньше я не философствовал. Чего мне только не рассказал этот соловей! И чего я ему только не наговорил в тишине: «Соловейчик мой, кто тебе сказал, что я буду проходить здесь? Здесь нет никого поблизости. Это место такое недоступное. Как здорово и без перерыва ты исполняешь свой долг, свою молитву к Богу! Сколько всего ты мне рассказал, соловей мой, сколькому научил! Боже мой, я прихожу в умиление. Соловейчик мой, своим пением ты показываешь мне, как нужно славить Бога, ты рассказываешь мне о многом, очень о многом...»
Сейчас здоровье не позволяет мне описать это так, как я это чувствую. Можно было бы написать целую повесть. Я очень полюбил этого соловья. Я полюбил его, и он меня вдохновил. Я подумал: «Почему он, а не я? Почему он скрывается, а я — нет?» И мне пришла мысль, что нужно удалиться, пропасть, как бы перестать существовать. Я сказал: «Зачем? Разве люди слышат его? Разве он знал, что я буду здесь и услышу?
Кто слышал, как он надрывался? Почему он прилетел в такие удаленные места? А те соловьи а зарослях кустарника, в овраге, которые поют днем и ночью, утром и вечером; кто слышит, как они разрываются? Почему они это делают? Почему они прилетали в такие удаленные места? Зачем надрывали свои связки? Цель — служба, пение своему Творцу, служение Богу». Я так объяснил это.
Всех птиц я видел ангелами Божиими, славящими Бога, Творца всяческих, которых не слышал никто. Да, они прятались, чтобы их никто не слышал, поверьте мне! Их не интересовало, слышали ли их, но они стремились к уединению, к тишине, в пустыню. Кто их услышит в тишине? Только Творец всяческих, Создатель всего, Тот, Кто даровал им и жизнь, и дыхание, и голос. Вы спросите: «Разве у них есть ум?» Что на это сказать? - удивлялся старец Порфирий.
Не знаю, делали они это сознательно или нет. Не знаю. Потому что это птички. Сегодня они живы, а завтра их нет, как говорит Священное Писание. Мы не должны мыслить иначе, чем говорит Священное Писание. Бог может нам показать, что все они — ангелы Божий. Мы этого не знаем. Они всегда скрывались, чтобы никто не слышал их славословия.
Так и у монахов жизнь там, на Святой Горе, проходит в безвестности. Живешь со старцем, любишь его. Поклоны, подвиги, все бывает, но ты их не помнишь и о тебе никто не говорит:
— «Кто это такой?»
Ты живешь Христом, ты — Христов. Живешь внутри всего, живешь Богом, в Котором все живет и движется, в Котором и чрез Которого — это мои собственные греческие выражения. Ты входишь в нетварную Церковь и живешь в ней как неизвестный.
|
Всего комментариев: 5 |
2019/08/25, 22:46:43
Прекрасные добрые мысли! Они утешают и погружают в таинственную любовь ! Вселяют надежду что Бог и нас не забудет и утешит в свое время! Низкий поклон за труды !!!
алла |
| |
2012/07/26, 12:52:10
3_P.S. Продолжаю предыдущую мысль. Находясь внутри Бога, Его Царства и Его Любви, мы имеем свободу для приятия Его Любви, явленной во Христе, внутрь себя, но после изгнания известного противления - прадавнего отделения от Бога.
Сергей И. |
| |
2012/07/26, 11:17:18
2_PS. В имени Бога Слова - "Логос" - и запечатлено некое "единство во множестве", подобное "розетке" различных понятий, выражаемых этим единственным словом, или же буквам алфавита (звукам), составляющих цельное слово (мысль, идею) из различных КОМБИНАЦИЙ одних и тех же звуков (букв).
Сергей И. |
| |
2012/07/26, 10:54:04
P.S. Для Бога есть только Ева и Адам, размноженные на миллиарды обличий, называемых нами "личностями". Борьба святых с "ветхим человеком" в самом себе и указывает нам на это совершенно однозначно!
Сергей И. |
| |
2012/07/26, 10:39:19
В последнем абзаце явная, грубейшая ошибка составителя текста. Должно быть:
"Ты живешь Христом, ты — Христов. Живешь внутри всего, живешь Богом, в Котором все живет и движется, в Котором и чрез Которого — это мои собственные греческие выражения - ты входишь в нетварную Церковь и живешь в ней как неизвестный.
Вот эта глубочайшая, простая, мудрая мысль Старца и есть камнем преткновения для русских богословов и церковников. Ее нельзя оспорить, но невозможно и принять без пересмотра христианского мировоззрения.
Поскольку Бог вездесущ и беспределен, то весь тварный и нетварный мир действительно УЖЕ ПРЕБЫВАЕТ в Нем и в лоне Его Царства, Его Любви. Разделение на земное и Небесное, мертвое и живое есть условным, предназначенным для детей по духовному разумению, из которых слишком многие уже выросли ...
Сергей И. |
|
Добавить комментарий:
|