Паломничество на Святую Землю и Святую Гору
Эта встреча с почтенным старцем Авимелехом и разговор с ним были причиной, побудившей Менайаса приять окончательное решение: уйти в пустыню, а именно к еличайшему трезвеннику Катунак, безмолвнику Каллимку (личности этого выдающегося подвижника посвяена третья часть этой книги).
Поклонение святым местам
Существуют два места на земле, которые по праву называются святыми. Благодать Трисолнечного Божества, которая осеняет сякую тварь, одушевленную и неодушевленную, освятила и эти два места на нашей планете: Святую Землю и Святую Гору. Святая Земля освящена пришествием на емлю Сына и Слова Божия, Святая же Гора — живым игуменством и предстательством Пречистой, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также многочисленных в подвиге и славе просиявших святогорских отцов.
Итак, Спиридон Менайас, прежде чем вступить в ангельский чин святогорских монахов, планирует и осуществляет свою заветную мечту: совершить паломничество в Святую Землю, где ходил пречистыми стопами Господь, где совершилась великая вочеловечивания и благочестия тайна, где Бог явился во плоти, оправдал себя в Духе, показал Себя ангелам.... вознесся во славе…
Опыт паломничества в Святую Землю — это опыт подтверждения и укрепления веры и любви ко Господу. Можно сказать, это новое осиянное крещение в великой купели евангельских событий и божественного учения Спасителя нашего. После душеспасительного изучения Священного Писания юноша Спиридон жаждал и собственными глазами увидеть святые места, приблизиться и ощутимо воспринять непостижимую тайну явления Господа на земле, стяжать освящающее видение святых мест — видение, которое запечатлевается не только в наших внешних очах, но пресуществляется и во внутреннее, мысленное, видение и созерцание.
Он поклонился Христу в святой пещере Его Рождества в Вифлееме, где увидел безмерную нищету богатого милостью предвечного Бога и, потрясенный от умиления, пропел тропарь Рождества: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови (и мне, помраченному) свет разума...»
Спиридон побывал в Назарете, месте уединения Господа нашего — Богочеловека. Он искупался в Иордане, в водах священной реки, где «Троическое явися поклонение». Душа его, как вторая самарянка у животворного источника Евангелия, поклонилась святому месту, где происходила описанная в Евангелии беседа.
Он увидел Тивериаду, Кану, Капернаум, гору Заповедей блаженства, Мертвое море. Он был в Вифании, в Гефсиманском саду — земном пределе богочеловеческих терзаний, около священного гроба Пречистой. Посетил и Горницу, где совершилось священное умытие ног учеников, Тайная вечеря, и где Господь дал ученикам Свой новый Завет.
В часовне Распятия Спиридон почувствовал все величие Божественного смирения и Божественной любви: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего инородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но :ел жизнь вечную». «Боже мой, не помяни грехов юнои моей и неведения моего. Только помяни меня, когда .иидеши во Царствии Твоем», — наверное, тихо произ1рил он, стоя на коленях, чувствуя себя разбойником, Дгарем, погибшей овцой. И горячие слезы, сладчайшие, скупительные слезы орошали святое место...
Особое впечатление на Спиридона произвели тверди Православия, монастыри Святой Земли: обитель ятого Саввы, обитель святого Феодосия — устроиля общего жития, обитель святого Георгия Хозевита бесчисленными пещерами подвижников и священны: местами безмолвия, Сорокадневная гора. Эта гора и а пустыня, напоминающие о подвиге, борении поста и 1вния Богочеловека, первого Пустынника, заложили в ше молодого человека основание его будущей монаеской жизни.
После паломничества к святым местам в С пи ри доне е сильнее разгорелось желание последовать за Хрисм, стать причастником и общником Его страданий и скресения. Непреодолимая сила направляла теперь опы юноши к другому святому месту — Святой Горе.
К оглавлению книги
Вторая мировая война и Афон. Истрический контекст
Скит Василия Великого описание
|