Терпение есть некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца
Только тот, кто посетил Святую Гору и изучил творения преподобного Исаака Сирина, может понять, как велика добродетель терпения. Когда кто-либо постригался в монахи, афонские старцы дают ему лаконичное, содержательное напутствие: «Доброго терпения», беседуя между собой, они украшают свою простую речь призывом: «Терпение, терпи». Когда они пьют воду, то зестятся и опять молятся любезной им молитвой.
Что касается мулов, этих необходимых и симпатичных животных, служащих средством передвижения то, нагружая их, святогорские отцы опять-таки призывают к терпению, говоря, например: «Потерпи, Кицо»; Потерпи, Арапи».
«Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, — Ёет святой Исаак Сирин, — если нет при них терпе, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отвращает бедствия, а малодушие есть матерь учения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человеку трудно найти эту силу в скорбях своих без Божественого дарования, обретаемого неотступностью молиты (Господи Иисусе Христе, помилуй мя) и излиянием слез».
На Святой Горе все напоминает о терпении: службы, бесконечные бдения, повседневные почитания, рукоделие, брань против бесов, испытания со гороны людей, крест внутреннего послушания, крест. Все это способствует возрастанию этой добродетели.
Терпеливое несение креста болезней стало для него хлебом насущным. Благословенный старец тергел терпением Иова, терпением, подражающим Христу, ерпения убогих Твоих не забуди до конца. Но гораздо более достойным восхищения было то, что он соединял деление со славословием Господу Благодетелю. Отец Герасим благодарил Бога, так как видел в болезни благодеяние. «Слава,— пишет он в одном из своих писем, — Тому, Кто печется даже о муравье».
Вот как он сам описывает эти переживания в своих письмах отцу Феодосию:
«...Еще шестьсемь дней, и я закончу виноградолечение. Надеюсь, что с помощью Божией я смогу восстановить свои утраченные силы, и придет в норму работа сердца, от которого я, сделавшись сердечником, теперь страдаю гораздо больше, чем прежде» (письмо от 15 августа 1947 г.).
«...Итак, все болезни, посетившие меня прошедшей зимой, происходят от пагубной, коварной сырости пещеры, которая незаметно пропитала мое больное тело влагой, и сейчас я главным образом страдаю от боли в сердце и бронхиального аденита, который обнаружился у меня еще во время «испанки» и развивался затем... Но так как мне послал это Бог за грехи мои, да будет благословенно святое имя Его...» (письмо от 26 октября 1947 г.).
К оглавлению книги
Вторая мировая война и Афон. Истрический контекст
Скит Василия Великого описание |