Разве помогает человеку болезнь?
Вера в Промысл Божий стала главным переживанием отца Герасима. В своем письме от 1 октября 1953 года из монастыря святого Павла он подробно толкует о всеобъемлющем и благотворящем Промысле:
«Слава Преблагому Отцу нашему Небесному, находящему разные средства и посылающему многие напасти, чтобы спасти нас, неблагодарных, и ввести в Свое Небесное Царствие. Мою же врожденную и, следовательно, неизлечимую болезнь сердца можно воспринимать как одну из таких напастей. Кроме того, поскольку Его доброта и милосердие безграничны, вместе с искушениями Он дает нам и облегчение, чтобы мы легче могли вынести их».
Чувствительную совесть старца, словно меч обоюдоострый, язвило воспоминание о «совершенном им зле» и о «старых счетах», по которым, как пишет он сам, теперь настало время платить.
«Для меня большое утешение чувствовать, что все эти страдания происходят от любви сострадательного Бога, пекущегося о пользе душ наших, и особенно тех, которые, как я, так же сильно опечалили и прогневали Его в этой жизни. Да будет благословенно и препрославлено пресвятое имя Его, приуготовившего разнообразнейшие лекарства ко спасению человеческому.
„Отец мой ...делает, и я делаю", — говорит Он нам в Своем Евангелии. Над чем же Они трудятся, если не над спасением душ людских... Так будем же всегда помнить святые слова Евангелия: „...и волос с головы вашей не падает без воли Небесного Отца вашего"
Восславим же Небесного Отца нашего, Который попущением таких зол (это мы, неразумные, называем их так) стремится только к одному: терпением, которое надлежит нам проявить» приблизить нас к Себе... Об этом говорит некий святой: „Ведающий и знающий истину исповедуется Богу не воспоминанием о совершенном, но терпением находящих скорбей".
Другой же святой говорит так: „Нужно знать и то, что существуют три вида богопочитания, которыми человек может спастись. Первый — не грешить, второй — согрешив, терпеливо переносить находящие скорби, третий — сокрушаться об отсутствии в себе терпения..."
Святитель Афанасий Великий спросил у святого Нифонта:
Отче, разве помогает человеку болезнь? преподобный Нифонт ответил ему так: — Как золото, когда его плавят в огне, освобождается примесей и выходит очищенным, точно так же и челоек, если он в болезни своей благодарит Бога, освобожается от грехов своих».
К оглавлению книги
Вторая мировая война и Афон. Истрический контекст
Скит Василия Великого описание |