Блаженная кончина
В благословенной атмосфере общежительного монастыря святого Павла отец Герасим нашел полное утешение и покой. Братия монастыря уважала и почитала старца, заботясь о всех его нуждах.
Известно, что, почти с самого момента прибытия отца Герасима на Афон, обитель святого Павла была для него своим монастырем, привычной средой обитания. С давних пор он с особенным расположением относился к отцам из монастыря святого Павла, так случилось, что большинство из них происходило с Кефалонии.
Связь старца с этим монастырем была столь тесной, что многие считали его монахом этой обители. Теперь Господь соблаговолил, чтобы он был сопричислен к братии монастыря и прожил в этой теплой, полной любви обстановке последние пять лет своей жизни.
Несмотря на лекарства и надзор афинских врачей, болезнь его прогрессировала. Но он говорит: «Слава Богу за все » — и с особою ревностью пишет теперь это Златоустово слово, тогда как каждый шаг приближает его к Царствию Небесному. Возрастает его терпение и вместе с ним — славословие и благодарность своему Благодетелю.
«Я не нахожу слов, — писал отец Герасим в письме, — чтобы возблагодарить Господа нашего, Который освободил меня от суеты мира сего, хотя я до сего дня так и не смог достойно ответить на столь великие благодеяния Всеблагого Бога. Поэтому прошу Вас молиться, чтобы Господь наш, прежде чем я уйду в мир иной, пусть даже на исходе моей жизни, удостоил меня благоугодить Ему».
Он окидывает взглядом прошлое, ясными душевными очами видит суетность мира, ощущая, что «все человеческое — тщета и не существует после смерти». Он слышит и истинные слова предвечного Бога: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
Вместе с этим подвижник обдумывает и взвешивает ценность монашеской жизни, этой жажды и сердечной «сводящей с ума». «Что это за жажда, — пишет он одному молодому человеку, — эта бота, которая заставляет тебя беспокоиться о спасении своей души?
Только свыше, брат мой, посылается м такой дар, — нам, отягченным грехами и неблагодарностью, — и это не что иное, как призыв, которым аш Небесный Отец влечет нас к исполнению Своей воли, ногда Он зовет душу, внушая ей страх наказания, иногда же посредством Своей сладчайшей любви побуждает с, даже и вопреки нашей воле, идти вслед за Ним.
Это любовь, которую Он вселил в души Своих созданий, Н| что те, словно сумасшедшие, спешат за своим Творм, как жаждущий олень, и подчас забывают самих бя. Тогда весь мир, со всеми его наслаждениями, кается им невыносимой ношей, так что они удаляются от ра, чтобы уже не рассеиваться, но получить возможость любить сладчайшего Бога и служить Ему днем и фчью...»
Пять лет, проведенных в монастыре святого Павла, были для отца Герасима лучшим приготовлением к великому отшествию. Всех, кто посещал старца, привлекали его мирный облик и мудрые речи. Архимандрит Парфений, игумен монастыря святого Павла, видевший отца Герасима при жизни, говорит: «Я помню его по монастырской богадельне. Я был тогда молод. Он ласково посоветовал мне: „Учись молиться, дитя мое, много молиться", — и подарил прекрасную книгу о молитве святого Иоанна Кронштадтского. Это был человек стальной воли».
Несмотря на помощь лекарств и заботы отцов, больное и уставшее сердце старца в последний раз заставило его слечь в постель. Тем не менее душевная сила подвижника осталась непоколебимой, а его таинственная жизнь получает еще большее напряжение.
«Он каждую субботу причащался боготворящих Владычных Тела и Крови и просил почаще совершать над ним Елеопомазание», — подтверждает тогдашний игумен архимандрит Серафим.
Такова была духовная подготовка старца к переходу на небеса, пока 30 января 1957 года, на праздник Трех Святителей, не наступил самый день ухода. Вечером отец Герасим попросил причастить его Пречистых Тайн, затем попрощался с братиями, находившимися вокруг него, сотворил крестное знамение и в три часа после полуночи отдал свою святую душу в руки Божий.
Праведных души в руце Божией, во Господе мзда их и упование их безсмертия исполнено. Душа монаха, сопровождаемая ночными славословиями отцов трем величайшим светочам Церкви, как благоухающий фимиам устремилась к престолу Божию, чтобы вечно радоваться в сонме святых.
«В память вечную...»
Все, кто близко знал старца Герасима, не могли не почувствовать исключительности дарований этой выдающейся личности. Все они могли бы рассказать о духовном величии этого человека.
К оглавлению книги
Вторая мировая война и Афон. Истрический контекст
Скит Василия Великого описание |