Келейная жизнь на Афоне
Знаете ли, что такое келейная жизнь на Афоне? Это не то чтобы односторонность жизни, в которой только подвиги духовные, только уединение, тихость и безмолвие, - нет! При этих исключительных удобствах келлии в аскетическом отношении есть много молвы, тяжелых ручных работ и житейского попечения. Келлия на Афоне составляет род дачи, по большой части самой восхитительной по местности и разнообразной в приятностях занятия.
Келлии здесь вообще расположены на таких местах, где есть вода и другие условия к спокойной жизни. При них всегда стелются, иногда на значительном пространстве, виноградники, целые рощи орешника и других фруктовых дерев.
Если и есть, может быть, келлии без этих принадлежностей с отдаленным ключом воды и с самою строгою, дикою и наводящею грусть местностью, так это уже таких отшельников, которые, оставивши за собою все земное, ставши выше всех очарований похоти очес и гордости житейской, возвысились до совершенного бесстрастия, до ангельской непорочности и кроме молитвы, богомыслия и глубокой райской тишины ничего не хотят ни знать, ни видеть.
«И будто действительно есть у вас такие великие подвижники? - возразите вы. - Ныне не то время и не те люди, чтоб быть во плоти Ангелами».
Я не только могу указать вам на отшельников глубоких пустынь, достигших ангельского бесстрастия, но едва ли не каждый день и здесь, на Афоне, в Русике, встречаю таких людей. Об этом я поговорю с вами впоследствии, а теперь займемся беседою о келлиях и о келейной жизни, заметив, впрочем, наперед, что если я вам когда-либо передавал в моих письменных беседах или буду передавать сведения об изумительных опытах современного подвижничества афонского, вы не должны дивиться недосягаемой, по-видимому, высоте духовной жизни, образцы которой у нас пред глазами.
Слишком легкомысленно говорят, что нынче не то время и не те люди. Время как время, всегда одинаково, равно и люди. На последних, то есть на людей, не время действует или споспешествует развитию сил духа, а произволение и собственное их сердце; потому что кто истинно и вправду хочет спастись, того ни время, ни место, ни обстоятельства жизни, одним словом — ничто не стеснит и ничто не совратит с евангельского пути.
А если и попускает Бог искушения, так только для того, чтоб умудрить истинных подвижников в пути их к совершенству духовной жизни. Положим, что не то время и не те люди; неужели не тот и Бог, от Которого зависело и прежде, и ныне зависит спасение людей и судьбы самой их жизни, времени и обстоятельств? «Не то время и не те люди ныне!..» Это может говорить только ленивый и нерадя-щий о своем спасении, чтоб заглушить в себе упреки карающей его совести и оправдывать свои страсти, свой грех и свою погибель.
Это просто коварное наущение демона, принятое духом века за истину. Нет, друзья мои! Бог всегда был, и есть, и будет Богом спасения; следовательно, также были, есть и должны быть, до последнего дня, люди ангельской чистоты; а иначе мир не мог бы стоять, если бы во всяком роде и в каждом периоде времени не было своего рода таких людей, которые силою молитв своих служат оплотом человечества, которые держат весь видимый мир на незыблемых твердынях своего молитвенного духа.
Келлии на Афоне, все вообще, принадлежат монастырям и непосредственно зависят от них.
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |