Покупка келлии на Афоне
Всякий, кто хочет на Афоне более уединения или независимости (я разумею монахов; мирянам ни под каким видом не продадут келлия) является в монастырь, спрашивает — нет ли свободной келлии, и если есть и понравится, тогда оба, то есть монастырь и покупатель, составляют законную омологию, род купчей, в которой подробно изъясняются условия той и другой стороны.
Покупатель келлии, если имеет учеников при себе, простирает права владел ьчества и на них, пожизненно или как ему угодно. Судя по келлии, назначаются и цены, однако ж с тем, чтобы владелец постепенно ее улучшал, а в противном случае она будет у него отнята.
Положим, что келлию покупает старец с тремя своими учениками; они наследственно вступают, с первого до последнего, во владельческие права; могут держать при себе даже сколько угодно им людей вроде постоя или вновь принимать учеников; но уж на этих последних не простирается наследственное право на келлию.
Кроме условленной единовременной платы за келлию, владельцы ежегодно обязаны вносить монастырю поголовную дань (харач) турецкому правительству, которую, в числе своей собственной, монастырь передает сборщику податей. Лес для дров или для незначительных построек при келлии отпускается из монастырских дач.
Таким образом, оставаясь полными хозяевами келлии, владельцы распоряжаются ею по своему произволу: очищают удобные места для огородов и виноградников, и все, что только служит к улучшению местности и самой келлии, производят без соизволения уже монастыря, который олько требует обо всем том своевременных себе, а если бы вздумалось им передать эту келлию прежде времени и условленного срока другому.
Владельцы сами уже назначают цену, какова бы она ни была; монастырю в этом нет надобности, он требует до истечения условленного срока только поголовной дани, не простирая уже видов и требований своих далее, кроме, впрочем, того, что новый хозяин единовременно обязан монастырю внести полюбовную плату, вроде гостинца (бакчиша или магарыча), и потом также ежегодно доставлять чрез него турецкому правительству харач.
Бывает, что некоторые покупают афонскую келлию и в действительную себе собственность, так что кому вздумают, передают ее при смерти в наследство, и если только не успеют в рассуждении этого распорядиться, - келлию и все принимает в свои руки тот монастырь, на земле которого стоит она.
Случается также, что, покупая келлию, с нею вместе покупатели обеспечивают себя и в содержании по смерть свою. В таком случае монастырь доставляет все продовольствие своим келлиотам, разумеется, только по силе условий...
Письма святогорца Часть II
Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца.
1844 г., Афон . Русский монастырь |