Святогорские Панигеры: монастырь Хиландар - Введение в храм Пресвятой Богородицы
Афон
информационный портал Святой Горы Афон. Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон. Советы о том, как организовать поездку на Афон, и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон: карты Афона, описания монастырей, троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона. Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале
В НАЧАЛО / НОВОСТИ / ПАНАРИН А. С. "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ"
РПЦ НАХОДИТСЯ НАКАНУНЕ РЕФОРМЫ
Панарин А. С. "Православная цивилизация"
РПЦ находится накануне реформы
ПанаринА. С. "Православная цивилизация"
РПЦ находится накануне реформы
Афонские отшельники издали книгу Панарина А. С. "Православная цивилизация". Александр Сергеевич Панарин — известный философ, критик глобализма. Доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Он единственный из профессоров, которому был запрещен вход в студенческие аудитории МГУ. Настолько сильным и правдивым было его слово о России. Мы опубликуем одну главу из этой книги- «РПЦ находится накануне реформы».
Вызывает сожаление, что эту книгу пришлось публиковать афонским монахам. У монахов есть другое занятие. Однако это было сделано, потому что никто в России издавать труды Панарина не собирается. Что же, видимо, в России совсем уже все плохо... - Святая Гора Афон
Самое любопытное: когда православный народ российский имеет перед собой необъятное по масштабам и трудности «ромейское» мессианское задание, он окрыляется, крепнет, преодолевает немыслимые препятствия. Но как только это задание умаляется до национальных масштабов - либералами ли, воюющими с имперским наследием, националистами ли, отстаивающими «Россию для русских» - так сразу же наш дух вянет и обессиливает.
РПЦ находится накануне великой реформы и возникает опасение, как бы реформирование не оказалась столь же разрушительной, как и пресловутое ельцинистское реформирование России, подорвавшее российскую цивилизацию вместе с условиями цивилизованного существования большинства людей вообще.
Вот почему необходимо, выражаясь языком Э. Гуссерля, «тематиза-ция» новая актуализация и высветление узловых проблем православного сознания, остающихся непроговоренными или закрытыми возобладавшими стереотипами.
Во-первых, речь идет о православной церкви как носительнице нашей идентичности. Московская Русь выделяется среди всех исторических периодов и формаций тем, что здесь удалось блестяще и основательно - решить проблему идентичности нашего народа. Языческим формам самоопределения - нация среди других наций, империя среди империй - здесь противостоял формационный тип сознания в его религиозно-мессианской напряженности.
Речь идет о царстве, несущем всемирно-историческую эстафету Божественного послания и задания человечеству - превратить грешную землю в царство Божие. Не выдерживающие тяжести этого задания царства, ранее несшие Божественную эстафету, сходят с дистанции. При этом вопрос о передаче этой эстафеты решается не таким облегченным образом, как позднейшей советской историософии, уповающей на непреложные законы истории или на всесилие мирового духа, не имеющего проблем с отысканием очередного «исторического народа».
В православной историософии московского периода - в посланиях Максима Грека Василию Ш, в изложении Пасхалии митрополита Зосимы, в посланиях Фелофея Псковского - нет никаких автоматически действующих исторических закономерностей или указаний на гарантии истории. Эсхатологический срыв поджидает человечество в любой момент; чудом является не катастрофа, а продолжение земной истории - она держится подвигом праведников. Это они хранят божественный огонь на чудовищном сквозняке истории, всегда способном его задуть. Есть видимое и невидимое царство; одно относится к учреждениям, другое - к самому христианскому духу, поддерживающему горение жизни. Российское (Византийское) царство в своей видимой ипостаси погасло в исторической ночи, но не погас невидимый огонь христианства, прежде хранимого в его сосуде. Московская Русь успела принять этот Божественный огонь, став его новым сосудом.
Здесь - ключ к пониманию идентичности русского народа. Он не ценил, вообще не придавал никакого значения - сугубо земным атрибутам своего существования. Он не кичился ни своей землей, ни своими этническими преданиями и традициями, ни своими державными приобретениями к завоеваниями. В его глазах они не стоили ровным счетом ничего по сравнению с миссией Руси как вместительницы невидимого царства российского, несущего факел в ночи.
Из этого непреложно следует, что всякая реформа русской православной церкви, так или иначе связанная с сужением ее мессианского горизонта - в духе строительства национальных церквей, умножения автокефалий - означает смещение перспективы с вертикали на пространственную горизонталь, с проблем духа, не знающего земных границ, на проблемы тела, с задач вселенского спасения на задачи национального строительства.
И что самое любопытное: когда православный народ российский имеет перед собой необъятное по масштабам и трудности «ромейское» мессианское задание, он окрыляется, крепнет, преодолевает немыслимые препятствия. Но как только это задание умаляется до национальных масштабов - либералами ли, воюющими с имперским наследием, националистами ли, отстаивающими «Россию для русских» - так сразу же наш дух вянет и обессиливает.
Вот парадокс: «непосильные» задания всегда оказываются по силам, а умеренные рациональные задания неизменно были провалены. Это чудо было по-своему воспроизведено и в «пострелигиозную эпоху». СССР как сверхдержава, лидер «социалистического лагеря» и всемирного национально-освободительного движения, брал на себя непомерные задания и при этом сохранялся как развитая индустриальная страна, обеспечивающая своим гражданам цивилизованный уровень и образ жизни и социальные гарантии. Постсоветская Россия сбросила с себя и гири раздутого военно-промышленного комплекса, и дорогостоящие обязательства в качестве военно-политического лидера и кредитора стран «некапиталистического пути развития» и роль донора бывших союзных республик. И что же? Вместо ожидаемого облегчения жизни произошло невиданное ее утяжеление и помрачение - стремительно скольжение на дно.
В преддверии грядущих реформ православной церкви - а они непременно последуют, жданные или нежданные, нам необходимо вернуться к церковной реформе Никона и оценить ее в ее историческом значении - как модель всякого возможного реформирования"
Комментарии
Всего комментариев: 14
2014/04/18, 20:32:00
Очень умная, правильная, с историческим духовным охватом, статья.До нее нужно еще дорасти, охватывая всю библейскую и после библейскую церковную историю, понимая, что история Святой Руси-это великая тайна Божия, восходящая к величайшей тайне Пути и Креста Христова, который с поразительной точностью, в обще церковно-государственном масштабе,в текущем времени,промыслительно повторила и Православная Россия в 1917 году, взойдя на свою много таинственную Вторую Соловецкую Голгофу Мира, как бы увенчавшей стезю всего Ветхого Христианства.То есть того Ветхого Православия, которое не способно избавить Христианина от самого главного корня греха( каких бы самых выдающихся степеней земной святости и совершенства оно не достигало) и сделать его совершенным святым человеком в Фаворском Христе, открывшемся в небесной славе Божией,как безупречный идеал для достижения всем земнородным. Поэтому те предполагаемые реформы Православной Церкви, о которых пишет П.А.С. и пророчили некоторые провидцы, судя по всему, будут связаны не столько с отменой Ветхого Православия, сколько с раскрытием и исполнением внутреннего, чисто духовного, а значит Нового Православия, которое только и способно спасти и сделать Святым и Совершенным Человека во Христе Преображенном. О чем, кстати сказать, мечтал, пророчил и богословствовал Ф.М.Достоевский.Вероятно, что только в этом направлении человеческого духа проявится душеспасительный смысл Православных реформ и миссия Воскресшей Святой Руси и многострадального Мессианского Православного Русского Народа.Вот к таким, пожалуй, еще не зрелым и не полным выводам приходишь после замечательного труда Панарина А.С. в духовном содружестве с высокогорными Афонитами.
Иван Русский
2014/03/05, 10:28:43
Придет Святой Русский Царь.Все исправит и это неизбежно.
Молится надо за его приход и каяться за расстрел Николая 2.
Михаил
2014/02/23, 23:44:11
Да не трудности окрыляли, а то выставляют нас идиотами которые проблем себе сделали а потом сами решают. Предатели, а не народ делал себе трудности.
А окрыляла вера в правду и в будущее.
В сегодняшней России уже мало что окрылит. Какое будущее в масквабадской России? Когда в ханты-монсийске(Сибирь) перед самой олимпиадой 4 кавказца изнасиловали 2 русских поситительниц кафэ и избили их и 3 из 4 за групповое изнасилование с избиение получили УСЛОВНЫЙ срок! А тому кто реальный получил(5 лет-через 2 года по УДО выйдет)тот одну из девушек отвез к себе и там продолжал насиловать и избивать.
Россия сейчас гитлеровское госсударство. А нашь Патриарх вот-вот потеряет украинскую церковь, как президент страну.В Москве русских 30%для кого упираться?
В Росси будет либо война с кавказцами и азиатами либо русских окончательно добьют. Вы вот вот и православную Россию потеряете, а церковь русским ничего не предлагает. Дмитрий Смирнов заявил,что нужно терпеть..
На войне не только молиться нужно,но и стрелять,
Роман
2014/02/23, 16:59:50
У комментатора прочёл: "Речь идет о царстве, несущем всемирно-историческую эстафету Божественного послания и задания человечеству - превратить грешную землю в царство Божие."
Что имеет автор ввиду под "грешной землёй"? Или тело человеческое (ветхого человека), который должен стать новым адамом во Христе по благодати Святаго Духа, или впрямь всерьёз задумал строить царство Божие на земле, что имеет место в исламе.
Приведу цитаты:
Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос: "Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17:20-21).
митрополит Сурожский Антоний:
Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.
Приведу такой пример:
Блаженнейший патриарх Сербский после своего избрания на патриаршество сказал следующие важные слова: «У меня нет своей собственной программы для патриаршего служения. Моя программа – это Евангелие Христа, это доброе благовестие о Боге».
Патриарх очень часто отказывался брать свою зарплату и довольствовался пенсией, которую он получал ещё будучи епископом Рашским и Призренским. Его одежда и ботинки он чинил только сам... Ему приносили деньги от маленькой пенсии, которую он раздавал бедным и на другие благие дела. Мы в жизни патриарха Павла видели настоящий пример христианского совершенства, который своими делами и воплощал Евангелие.
Вот откуда нужно начинать, с себя... Все остальные "реформы" незнамо от кого и куда...
Сергей
2014/02/16, 01:32:38
Позвольте опустить "смиренные" оговорки и сразу выразить свое мнение: идеи эти ложные и вредные. Это высокопарное суесловие. "Речь идет о царстве, несущем всемирно-историческую эстафету Божественного послания и задания человечеству - превратить грешную землю в царство Божие."
Какое именно царство там, где пытка является частью судебной системы, где отрезают языки, насильно постригают в монахи политических оппонентов? Мы завоевали шестую часть суши и что, куда мы продвинулись, хоть на йоту? Какое задание мы выполнили? Да, у нас была святость, у нас православие, так оно было и под турками, и под австрийцами. Или мало одного православия, нужны остроги? Страшно читать такие мысли. Народ не "окрылялся и крепнул", как пишет Панарин, а стонал от непосильного бремени, бежал куда подальше, на Дон, в Сибирь, потому и русские так расселились.Сибирь завоевали для соболей, крестили ее только при западнике Петре, а просвещать начали еще позже, пока ассимиляция вообще не сняла этот вопрос. Вот тебе и мессианизм... Зря монахи издают такие книжки...Простите, если получилось грубо.
Эдуард
2014/02/09, 13:00:24
Нам надо определиться самим, чего мы хотим - Великую Россию, или Святую Русь? Великую - возвеличенную Западом в её падении, или Святую - духовно и нравственно возрождённую? Сейчас же наш бутерброд намазан сверху мёдом, и снизу дёгтем. Дёготь продукт хороший, но только в пищу не годится.
Иота Хистолюбов
2014/02/08, 14:29:59
В России общий упадок нравственности, а «русская идея» уже давно уступила место «идее толерантности». Вот потому-то и книгам профессора Панарина А.С., который всегда ратовал за духовное возрождение России и русского народа, теперь суждено издаваться лишь на Афоне отшельниками. Афон – источник чистой воды для нас грешных и надежда на сохранение, а затем и на возрождение в самой России традиционного русского монашества, имеющего истинную веру во Христа.
Р.Б. Ирина (Москва)
2014/02/08, 09:40:26
Огорчена предыдущими комментариями, надеялась, что эта позиция вызовет больше сочувствия в русских душах.. А мне вот мысли профессора Панарина легли ровно по сердцу и уму. Это то, как я сама чувствую (может, и ошибочно) время и ситуацию.В любом случае, благодарю святогорцев за их труды - издательские и молитвенные.
Марина
2014/02/08, 00:40:13
Сложновато написано, много громоздких выражений, плохо уловила суть статьи - я так понимаю, это введение в книгу? - о каких конкретно реформах идет речь, кто и с какой целью собирается их проводить и собирается ли вообще?...
Анна
2014/02/07, 20:11:15
Господь сказал о Своей Церкви:"...и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18).
А ещё обещал нам: "Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь" (Мф.28:20).
Аминь! Аминь! Аминь!
"Не бойся, малое стадо!" (Лк. 12:32)
Раба Божия Ирина (Москва)
2014/02/07, 16:29:26
Очень подходит сказка про Старика Рыбака, Золотую Рыбку, и старуху которая захотела стать владычицей земной, звание царицы её уже не устраивает.
Дионисий
2014/02/07, 11:06:16
!?не философ Аз.,ни богослов,-только никак в толк понять не сумею,зачем же доносить(посредством афонских-то отшельников:)глаголы не Жизни вечной(например тех же святых афонитов подобных святителю Григорию Паламе или нашему же соотечественнику преподобному Силуану),но"выражаться языком Э.Гуссерля",как бы при этом тот бы ни выражался..даже и совсместно с Панариным А.С.,которого у нас тут никак что-то совсем не отпечатают некие полу-таинственные злодеи нашего человеческого спасениЯ?!СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ ТВО!?не философ Аз.,ни богослов,-только никак в толк понять не сумею,зачем же доносить(посредством афонских-то отшельников:)глаголы не Жизни вечной(например тех же святых афонитов подобных святителю Григорию Паламе или нашему же соотечественнику преподобному Силуану),но"выражаться языком Э.Гуссерля",как бы при этом тот бы ни выражался..даже и совсместно с Панариным А.С.,которого у нас тут никак что-то совсем не отпечатают некие полу-таинственные злодеи нашего человеческого спасениЯ?!СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ ТВОЯ+
+Андрей
2014/02/07, 11:03:32
Похоже реформы уже начались...Меня беспокоят обрезанные бороды духовенства. Что это- мученичество или предательство?
ГАЛИНА
2014/02/07, 10:34:49
О РОССИИ НЕ НАДО ГОВОРИТЬ...
РОССИЮ ПРОСТО - НАДО ЛЮБИТЬ!
Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой ГорыАфон. Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне.
Пока мы не решились на Добро, стяжание его представляется трудным, но как только мы решимся, трудности отступают. (Монах Симеон Афонский, из устных поучений)
При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать
активную ссылку http://www.isihazm.ru
(В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)